$ 64.15
68.47
јвторизаци€
¬ойти Ќапомнить пароль

Ћогин

ѕароль

"Ѕаргузин ‘ћ"
"Ёхо ћосквы" "–усское радио"


26 августа 2015, 11:06

ƒаши Ќамдаков: Ђ»скусство либо есть, либо его нет, какой у него разрез глаз Ч неважної

Ѕур€тский скульптор, известный во многих странах мира, представил в »ркутске новые свои композиции из бронзы Ч Ђ¬дохновениеї, Ђ÷ельї, Ђѕриданоеї и Ђ¬иктори€ї, которые были привезены из »талии специально дл€ галереи ¬иктора Ѕронштейна.

Ќесколько лет скульптор жил и работал в »талии, сейчас переехал в јнглию. ¬стреча с »талией, как и у всех туристов, у ƒаши началась со знакомства с местной кухней, италь€нцами и их культурой. Ќо переехать скульптор решил по другой причине. ќн арендовал студию в городе ѕьетрасанта по соседству с одной из лучших литейных мастерских в мире.

- ƒаже сейчас, работа€ в лондонской мастерской, отливаю все скульптуры в »талии. јнгличане так не могут сделать, как италь€нцы, потому что в »талии культ ремесла и ремесленников, - поделилс€ ƒаши. - ќни из поколени€ в поколение занимаютс€ литейным делом и горд€тс€ тем, что их отцы и деды промышл€ли тем же.

»таль€нский период в творчестве ƒаши Ќамдакова продолжалс€ п€ть лет. »тали€ наложила на скульптора свой отпечаток. ѕо словам ƒаши, это произошло незаметно: когда живешь там, ходишь в музеи, дышишь местным воздухом, он попадает внутрь, и это во что-нибудь выливаетс€. —ейчас мастер уже год живет в Ћондоне. ƒл€ художника такие переезды - эксперимент, который помогает лучше познать себ€.

¬ творени€х скульптора, несмотр€ на европейское вли€ние, сохран€етс€ мистическа€ энерги€ и самобытность јзии. ƒаши признаетс€, что ему сложно заметить разницу между работами, выполненными в »талии, и более ранними композици€ми. ¬ его творчестве изменени€ происход€т постепенно, он не любит Ђпрыгать в пластикеї.

- ћне часто задают вопрос: почему бы вам не зан€тьс€ европейской пластикой? ј кто будет делать мою пластику, моего народа? Ёто мо€ об€занность, - подчеркивает ƒаши.

ƒаши Ќамдаков приехал в »ркутск, чтобы посмотреть, в каком виде новые скульптуры доставлены из »талии, как их разместили в пространстве галереи. ¬ город привезли четыре бронзовые композиции Ч Ђ¬дохновениеї, Ђ÷ельї, Ђѕриданоеї и Ђ¬иктори€ї.

—кульптура Ђ¬дохновениеї изображает мальчика верхом на лошади. ѕо словам ƒаши, эта лошадь Ч его судьба. ќн еще не знает, что с ним произойдет в будущем. ћальчик готов взлететь, но боитс€, потому что это оторвет его от земли, ему страшно. ¬ то же врем€ он верит.  омпозици€ выполнена в небесно-голубом цвете. ƒл€ ƒаши это Ч цвет вечного си€ни€, по его словам, самый легкий цвет. ¬ этом мальчике ƒаши узнает себ€, признаетс€, что с лошадьми у него св€зано много детских воспоминаний.

Ѕронзова€ Ђ¬иктори€ї Ч экспонат уникальный Ч впервые выставлена в –оссии. ќна считаетс€ одной из знаковых работ современного периода творчества мастера. Ќа ней воинственна€ амазонка, котора€ стоит на голове льва. —начала ƒаши вылепил льва, а затем создал хрупкую девушку-победительницу, вз€вшую верх над царем природы. “акой подход дл€ скульптора скорее исключение, чем правило. ќбычно он полностью продумывает идею композиции от начала до конца.
√олова животного отличаетс€ от общей стилистики творчества автора. ѕо его словам, таких зверей он увидел на старинном панно в Ѕританском музее. Ќа нем были изображены ассирийские фараоны, которые охотились на львов. Ћев в Ђ¬икторииї Ч дань уважени€ той культуре.

¬ работе Ђ÷ельї воссоздан образ воина „ингисхана. ≈го фигура и цвет бронзы передают ужас, смерть, осознание того, что человечество и через это прошло. —кульптура Ђѕриданоеї совершенно друга€ по настроению. ћожно предположить, что в сундуке с приданым хран€тс€ не только материальные ценности, но и душевное богатство его обладательницы.

ƒаши Ќамдаков внимательно осмотрел все работы и осталс€ доволен. »ркутска€ галере€ ¬иктора Ѕронштейна теперь станет их новым домом.

- ƒуша радуетс€. я уже говорил, что считаю »ркутск своей родиной, мне очень при€тно, что такие крупные работы приехали сюда. ќбычно скульптуры разъезжаютс€ по миру, слава богу, что есть возможность привезти их на родину. «а это € очень благодарен галерее, - поделилс€ ƒаши.

—о своими работами скульптор легко расстаетс€. ƒаши не держит композиции дома и никогда не хранит их в мастерской.  огда скульптура готова, с ней можно прощатьс€, она начинает жить своей жизнью.

- ≈сли ставишь работы у себ€, они начинают теб€ тормозить. я осознанно не держу их дома, потому что мне надо развиватьс€. я ищу новую пластику.  ак только € начну оставл€ть работы у себ€, начнетс€ процесс торможени€, - объ€сн€ет скульптор.

¬ своих работах ƒаши стремитс€ нарушить форму. ѕри этом важно, чтобы это выгл€дело максимально убедительно. Ќапример, непропорциональна€ Ђћадонна с птичкойї: при таком размере головы кисти ее рук должны быть в три раза больше, чем они сделаны автором.

-  огда начинаешь ломать форму, у людей сразу по€вл€етс€ вопрос, почему голова больша€, а руки маленькие. ћо€ задача сделать так, чтобы этого вопроса не возникало, - говорит ƒаши об экспериментах с формой. -  ак говорил мой учитель, надо соврать очень красиво и убедительно, на то оно и искусство, чтобы искать новые формы.

—воими учител€ми ƒаши называет прежде всего родителей.  ак ему сказал духовный наставник, все его заслуги - это заслуги его предков, которые накапливали информацию веками, а он - лишь промежуточное звено. “ака€ трактовка ƒаши понравилась. ≈ще среди учителей Ќамдакова знаменитые скульпторы Ћев √оловницкий и √еннадий ¬асильев.

’удожественные образы посещают ƒаши, когда он находитс€ в состо€нии между €вью и сном, когда еще не совсем проснулс€, но уже не спит. ¬ такие моменты мастер ловит идеи, которые приход€т ему в голову, и мысленно формирует из них композиции.

- —ейчас работаю над одним большим проектом, монументальным, € его засекретил и не говорю о нем раньше времени. ≈сли в прошлом, в молодости, € это делал легко, то сейчас стал аккуратнее, жизнь научила, - рассказывает ƒаши.

ѕо словам мастера, он бы с удовольствием создал в »ркутске большую скульптурную композицию. ќпыт работы с большими формами у него уже есть. ¬ прошлом году в “уве был открыт его скульптурный комплекс Ђ÷ентр јзииї с 17-метровым центральным шпилем. —вои пожелани€ по поводу монументальной скульптуры в »ркутске выразил ¬иктор Ѕронштейн: ЂЁто должен быть не воин „ингисхана и даже не амазонка, на мой взгл€д, работа должна быть ближе к Д¬дохновениюУ. ѕримир€юща€ скульптура, призывающа€ людей мечтатьї.

¬ ≈вропе, где сейчас работает ƒаши Ќамдаков, его творчество воспринимаетс€ неоднозначно, потому что не вписываетс€ в художественные течени€. ћастер относитс€ к этому философски и рассуждает об искусстве совсем в других категори€х.

- ћен€ пытаютс€ по этому поводу мучить.  ак вы сами считаете, что у вас за направление? Ќа самом деле, искусство либо есть, либо его нет, какой у него разрез глаз Ч неважно, - рассуждает ƒаши Ќамдаков.

»сточник: »ј Ђ»ркутск онлайнї


© 2004-2015 информационное агентство «Ѕайкал ћедиа  онсалтинг»

Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€

 Ќаверх 

ѕерепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.

^