$ 64.15
68.47
јвторизаци€
¬ойти Ќапомнить пароль

Ћогин

ѕароль

"Ѕаргузин ‘ћ"
"Ёхо ћосквы" "–усское радио"


20 апрел€ 2015, 12:22

–ежиссер —олбон Ћыгденов: Ђ321-сибирска€ї Ч фильм о наших геро€хї (¬»ƒ≈ќ)

«321-€ сибирска€» - новый кинопроект бур€тского режиссера, повествующий о воинах-сибир€ках. ќ том, как будут проходить съЄмки народного кино, кто сыграет главные роли и с кем придЄтс€ воевать, —олбон Ћыгденов рассказал »ј Ђ„ита.–уї.

 ак вы пришли к идее сделать народный проект и сн€ть фильм именно про 321-ю сибирскую?

- ¬первые € задумалс€ о проекте ещЄ лет п€ть назад. я давно работаю на съЄмках военно-патриотических фильмов, ставлю экшн-сцены. ƒо режиссЄрского кресла мен€, конечно, не допускали, но € видел всю фальшь. я видел, как американцы снимают кино, например, —тивен —пилберг – он придумывает историю, к примеру, про р€дового –айна, но снимает еЄ настолько убедительно и правдиво, что она становитс€ мощным американским шедевром. я, как киношник, очень люблю такие фильмы, потому что они €вл€ютс€ хорошим примером. Ќо, как патриота мен€ такие фильмы зл€т. ћен€ огорчает, что наши не могут снимать кино на таком уровне и с каждым разом в этом убеждаюсь. я работал на площадке Ђ—талинградаї, на других подобных проектах, по итогу вижу недоделанность, неточность, какую-то комиксность.

Ќаше подрастающее поколение книжки не читает, рассказы дедов уже не услышит, потому что их нет в живых, поэтому вынуждено черпать информацию из крутых американских фильмов. ѕотом получаетс€, что маленький подрастающий мальчик, неважно, где Ц в ”лан-”дэ, »ркутске или „ите, сид€ перед портретом своего дедушки-ветерана, смотрит американский боевик и восхищаетс€ героем кино. ј вот когда спросишь Ц дед твой ведь покруче этого супермена был? ќн ответит Ђну, наверное, € же не виделї. » что мы ему сможем ответить? Ќичего. ћы не должны такого допускать.

ќчевидцев тех событий сейчас сложно найти. ќткуда информацию черпаете?

- Ђ321-€ сибирска€ї — это пока только рабочее название, потому что сибирских полков было огромное количество. ƒальневосточна€ арми€ имела огромное количество дивизий, и они перебрасывались под ћоскву, —талинград. ≈динственный летописец, который всЄ это сфотографировал и собрал в огромную летопись Ч ƒугарон. (—емЄн ƒугарон Ч фотограф, технический секретарь парткомиссии политотдела дивизии 321-й стрелковой дивизии, Ч авт. )” него очень много фотографий и документов, пока мы на него только и опираемс€. ≈сли удаЄтс€ с ветераном встретитьс€, он мне рассказывает сам. »х внуки и дети многое рассказывают, отправл€ют фотографии, документы. ћы сейчас начали мощное добровольное движение, благодар€ этому очень многие откликнулись Ч по –оссии, миру, даже из »зраил€.

‘ильм будет достоверно историческим или вымыслом, как тот же –айн?

- Ќа самом деле, по сценарию в фильме будет собирательный образ тех, кто воевал, задача Ч собрать их в одном месте, потому что рассказать о всех подвигах и геро€х —ибири мы просто не сможем, это сериалы побольше Ђ—анта Ѕарбарыї.

“ем не менее фильм выходит в год 70-лети€ ѕобеды. јктуально, сейчас идЄт жЄстка€ полемика, переоценка, кто прав и кто виноват.

- я читаю много источников советской литературы.  азалось бы, советска€ пропаганда Ц это сильнейший инструмент, но там есть очень много правды. » в той пропаганде сам посыл был верным Ч она не допускала коммерческой халтуры, как сегодн€. я считаю, истинна€ культура жила именно в тот момент, потому что творческие способности оттачивались до идеальности, человек, пыта€сь что-то рассказать в услови€х жЄсткой цензуры, создавал образы утончЄнными. „ита€ советские книги, можно подчеркнуть многое.

≈сть и много неправды, но ко всему надо подходить логически.  огда смотришь так, то неправда выгл€дит просто смешной. ѕоэтому нам хочетс€ показать, что люди в то врем€ реально были патриотами, верили в —талина Ц это нужно показывать, что бы там не было. ј вера в религию была тонкой, не показушной, как сейчас в фильмах Ч крест на груди коммуниста или мусульманин, который падает на колени перед танком. –елиги€ Ц это сокровенное и внутреннее.

¬ то врем€ было абсолютно не важно, кто ты есть Ч бур€т, русский, еврей или арм€нин, люди жили одной бедой. ¬ современности же по€вилс€ бытовой национализм, в интернет-среде куча вс€кой информации и новых ве€ний, кто-то стремитс€ подменить ценности, переиначить историю. ћолодЄжь клюЄт на это. ј мы должны с этим боротьс€, € не хочу так это оставл€ть.

ќбидно?

- ќчень. ћы с нашими дедами проводили врем€, выросли на их рассказах, и всЄ кануло. ¬ —ибири привыкли спускать на тормозах, закрывать глаза. ƒл€ москвичей пон€тие сибир€к Ч это какие-то дикие охотники, образ всегда там получаетс€ комичным. »ли к примеру, если показывают нерусского, он всегда ужасно говорит по-русски, глуп и никогда не занимает командные должности. ¬ реальности в огромном количестве дивизий политруками как раз были бур€ты с образованием. Ѕыло среди них много командиров батарей, крупных соединений, но об этом несправедливо забываетс€. ј какое братство здесь было! Ёто нужно показывать.

—ибир€ки потому что отличались какой-то особой сплочЄнностью.

- ¬ мемуарах немцы пишут о сибир€ках Ц молчаливые, суровые люди, которые эмоционально стойкие, про€влению чувств не подвержены, но мочат всех подр€д. (смеЄтс€). ” “олстого есть образ  аратаева, он всегда был примером дл€ мен€ Ч человек, который не поддаЄтс€ чувствам, куда бы судьба не кинула, он делает свою работу. ƒаже если война. » сибир€к живЄт в суровых услови€х. ѕашет, гламуром не озабочен. ¬ойна дл€ него тоже становитс€ суровой пахотой.

 ритики часто плюютс€, что в фильмах, подобных Ђ321-й сибирскойї, масса неточностей Ч танки не те, форма не та и солдаты ненасто€щие. ¬ы будете с этим боротьс€?

- ѕока с амуницией и оружием нам помогают добровольцы. стати говор€, в „ите очень активные реб€та, раньше, пр€мо скажу, недооценивал вас. «накомые из ћосквы отсылали нам оружие того времени, костюмы немецкую форму Ц пока на таком уровне. ћы, естественно, ищем финансирование, находим людей, в ћоскве есть огромный фонд, где есть всЄ необходимое дл€ съЄмок.  онечно, крупную технику достать будет сложно, да и нет еЄ уже толком, поэтому будем создавать качественные модели с использованием компьютерной графики. Ќужно достичь максимальной правдоподобности. » об€зательно будем сотрудничать с забайкальскими реконструкторами.

¬о многих картинах показывают войну с каким-то гипертрофированным героизмом, например, два бойца бегут на врагов с одной винтовкой и, конечно, станов€тс€ геро€ми. Ёти факты были, но очень редко. —трана была способна обеспечить фронт оружием, особенно сибир€ков. ќни были хорошо укомплектованы оружием и всем необходимым, даже немцы это отмечали. –ассматрива€ фотографии сталинградских сражений видно, немцы пользовались нашим оружием, в том числе и ѕѕЎ, потому что у них были перебои с поставками, и им проще было забирать наши боекомплекты. ” нас же было посто€нное снабжение.

јктЄры, кто они будут? ѕрофи или прохожие с улицы?

- Ќа главных рол€х, естественно, будут профессиональные актЄры, но участвует много простых людей. ќни органично смотр€тс€, абсолютно без комплексов. — ними работать порой бывает проще, чем с театральными профессионалами. ѕроблема в том, что у них нет опыта в киносъЄмках, а театр и кино разные вещи. „асто простой налоговик, цветочник или повар может гораздо органичнее сыграть, чем актЄр театра.

ќб€зательно будем проводить кастинги и в „ите, и в »ркутске, и ”лан-”дэ. Ќо и, естественно, будут крупные звЄзды. ћы стараемс€ сделать всЄ-таки масштабное кино, а оно по законам современной коммерции об€зывает привлечь звЄзд. ћногие согласны, они мои друзь€, но € пока не буду говорить, кто именно это будет.

ј кто будет играть немцев?

- Ќасто€щие немцы. ” нас в кино немцы будут показаны, но не как карикатурные фашисты, которые бегают, стрел€ют, и как у Ѕондарчука, вшей собирают. ’очетс€ показать не противоборство, а параллель, важно то, что воевали не сколько меж собою, а с системой, войной, этой страшной идеологией Ц человек уничтожающий. ¬ажно показывать немцев, но и не делать их слабыми.

¬ советском кино, немцы либо глупые, либо это безобразна€ толпа, по которой стрел€ют наши солдаты. ј они тоже люди, у них те же самые слабости, человеческие судьбы. Ќаши деды говорили, что немец хорошо воевал, они и правда умели воевать. » это тоже нужно показать, с кем наши деды воевали и как смогли их переломить. ј этого ещЄ никто не делал.

Ќе боитесь, что такой реалистичный и суровый фильм не поймут?

- Ѕо€знь есть, но в арт-хаус € кино превращать не собираюсь. ћне бы хотелось больше реалистичности, действий и динамики. —мело приходить к новым формам монтажа. ќсновное место съЄмок Ц «абайкалье, »ркутск, Ѕур€ти€. ѕока € стараюсь делать так, чтобы кино было доступным дл€ широкой аудитории.

„то важнее дл€ вас Ч коммерческий умысел или иде€?

- ≈сли любой бизнес начинать с мысл€ми о том, как заработать много денег, то ничего не получитс€. Ёто важно, но в первую очередь нужно создавать бизнес, который будет востребованным и качественным Ц ты туда должен душу вложить. ≈сли думаешь о быстром наваре… да даже на «ападе не найти таких бизнесменов. “ак и в кино, если хочешь делать успешный проект, изначально учись делать качество. я снимал ЂЅулагїи сразу знал, что денег кино не принесЄт. Ќо мне было важно народу показать идею, если мне хот€ бы один человек скажет, что бросил пить после этого фильма, да дл€ мен€ это более чем достаточно.

» Ђ321-й сибирскойї уже в масштабе народа нужно вложить душу, сделать качественный продукт, после которого скажут: Ђэти сибир€ки реально крутыеї. Ёто дл€ мен€ важнее денег.

ј на конкурсах будете за€вл€тьс€?

- ѕосле ЂЅулагаї мен€ мониторит и Ѕерлинский кинофестиваль, и все другие крупные. ¬ фильме предлагали помен€ть концовку, чтобы герой умер, говор€т покажите безысходность, тогда победа ваша. Ќо мы не сдаЄмс€ просто так! я знаю, что ЂЋевиафанї честнее, но нашему зрителю сейчас нужно давать надежду. ¬ойну же нужно показывать гр€зно. ћы не должны ей восхищатьс€. Ќикаких красивых рукопашных боЄв и атак, этой военной романтики. Ћюди имели право бо€тьс€ и ломатьс€ там. ¬ойна Ц это страшно.

ќтслеживаете местное кино? ћожете охарактеризовать чего не хватает сибирскому кинематографу?

- ћного чего не хватает в игре и драматургии. Ќикогда не берусь судить технические составл€ющие, всем говорю Ц не парьтесь, важнее Ч достичь успехов в передаче чувств. „асто тер€ют композиции, не знают, что такое первый, второй актЄрский план, поэтому переход€т на простые жанры, как, скажем, криминал.  риминал Ц это проще всего, по большому счЄту. ¬сегда говорю, нужно нести ответственность, потому что, дела€ криминальную картину, вы прививаете вкус к этой романтике и формируете новую армию криминалитета. «ачем? Ќужно подходить уже к новым жанрам Ч героическим, приключенческим, об авантюризме, добром и хорошем. ј это сложно.

Ќекоторые пытаютс€ снимать комедии.  омеди€ Ц это самый т€жЄлый жанр. ќп€ть-таки можно снимать на современном уровне, но он такой (смеЄтс€)Енастолько бытовой.  омеди€ Ч это не просто заставить человека хохотать, а заставить чувствовать, проще говор€ Ц хохотать с глубоким смыслом(смеЄтс€). “ак могли делать советские наши режиссЄры, как бы им не запрещали, они могли преподнести тонко и до сих пор актуально. ј сейчас Ч тупо в лоб.

ѕомощи ждЄте от властей, спонсоров или же это исключительно народный проект?

- ћы встречались с сенатором от «абайкаль€ Ѕаиром ∆амсуевым. ѕервый раз встречались ещЄ после Ќового года, он вызвал мен€ к себе, спросил о планах.  огда € рассказал, то он сразу ответил: Ђну всЄ, рассчитывайте на поддержку «абайкаль€ї. ѕока о финансовой помощи речи нет, но какой-то административный ресурс он обещал подключить. Ѕудем рассчитывать и на федеральные структуры, тот же ‘ј  (федеральное агентство поддержки кинематографии Ц авт. ) Ќу и свои усили€.

» когда ждать премьеры?

- ¬ идеале за лето сн€ть, осенью, зимой и весной Ц монтаж. „ерез год, думаю картина выйдет.


¬идео („ерновой тизер к проекту):



 омментарии (0)

»м€

 омментарий

CAPTCHA
¬ведите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Ѕайкал ћедиа  онсалтинг»

Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€

 Ќаверх 

ѕерепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.

^