$ 63.92
67.77
јвторизаци€
¬ойти Ќапомнить пароль

Ћогин

ѕароль

"Ѕаргузин ‘ћ"
"Ёхо ћосквы" "–усское радио"


9 апрел€ 2015, 17:30

ћолодежь Ѕур€тии: "»ллюзи€ кино"

—поры о необходимости господдержки бур€тского кинематографа не утихают

Ќа прошлой неделе по инициативе ќбщественной палаты –Ѕ был проведен «круглый стол» Ђѕроблемы и перспективы развити€ киноиндустрии в –еспублике Ѕур€ти€". Ќа одной территории в более или менее полном составе удалось собрать тех, кто имеет отношение к созданию и производству местной кинопродукции.

ќ том, чего нет

ј это, на минуточку, уже пор€дка двух с половиной дес€тков лент с вполне себе приличной продолжительностью (от часа и более), приглашенными актерами и другими атрибутами Ђполного метраї.

Ќо можно ли всю эту эклектичную и разномастную фильмотеку провести по разр€ду национального кино? –иску€ навлечь на себ€ гнев местных киноманов, хочу все-таки предположить, что бур€тского кино как такового никогда не существовало – ни в советский период, ни позже, ни, тем более, сейчас.

 азахское кино, узбекское (особый респект Ёльеру »шмухамедову!), киргизское (о, это тема дл€ отдельного разговора) кино было и вроде бы до сих пор существует, а вот бур€тского, увы…

 онечно, иногда хочетс€ прот€нуть Ђродовую линиюї чуть ли не от ¬.ѕудовкина и его Ђѕотомка „ингис-ханаї, а основоположником национального кино назвать того же ¬.»нкижинова. Ќекоторые доморощенные кинокритики так, собственно, и поступают.

ƒругие (более дружащие со здравым смыслом), в Ђкопилкуї бур€тского кино включают ленты на местном материале, сн€тые выходцами из Ѕур€тии на Ђ—вердловской киностудии (Ѕ.’алзанов) и Ђћосфильмеї (ј.ƒашиев).

«а бур€тского режиссера нередко пытаютс€ выдать ј.»тыгилова-старшего, которого если и можно идентифицировать по какой-то линии национального кино, то, наверное, только как украинского оператора и режиссера.

Ќаконец, лавры основоположника Ђбур€тской анимацииї усиленно пытаютс€ вручить ‘.—ахалтуеву, который никакой национальной школы мультипликации, увы, не создавал и на малой –одине фактически востребован не был.

ƒл€ создани€ и существовани€ национального кино в субъектах –‘ должны быть объективные предпосылки. ћатериально-технические, финансовые, творческие, если хотите, даже политические. Ќи одного из перечисленных факторов в Ѕур€тии на сегодн€шний день нет.

» дело даже не в отсутствии профессиональных кадров, национальной киностудии или дорогого съемочного оборудовани€. ќтсутствует главное Ц социальный заказ общества на национальные киноленты, потребность людей в такого рода кинопродукции.

— такой ситуацией столкнулись во многих национальных республиках, в которых задумались о собственном кинопроизводстве. Ќо даже в относительно финансово благополучных “атарии и Ѕашкирии (не говор€ уже о других российских регионах) меры государтсвенной поддержки особого результата не дали.

≈динственный, быть может, более или менее положительный пример (иногда исключение подтверждает правило) Ц это якути€, где публика заполн€ет залы на просмотрах фильмов, созданных в этой республике.

Ќо там и меры господдержки национального книгоиздани€ тоже начинают приносить свои результаты.

¬прочем, идеализировать ситуацию в этой северной республике не стоит, потому что, во-первых, художественный уровень местной кинопродукции в большинстве случаев оставл€ет желать лучшего, а, во-вторых, интерес зрителей к ней может в любой момент пойти на спад и даже сойти на нет.

¬ принципе, похожа€ ситуаци€ с публикой наблюдаетс€ и у нас. Ќа первой волне интереса залы кинотеатров действительно наполн€лись, но спуст€ какое-то врем€ эмоции по поводу возможности увидеть знакомые пейзажи и лица угасали.

”проща€, можно сказать, что поддерживать стабильный прокатный успех и зарабатывать на кинопроизводстве хоть какие-то деньги можно только в двух случа€х Ц если зрители оцен€т художественный уровень ленты и захот€т ее поддержать на ментальном уровне, или если ей предложат качественный коммерческий продукт, за который она проголосует рублем не только этнические особенности этой ленты.

ѕока ни того, ни другого местные Ђкиношникиї предложить аудитории не могут или не хот€т.

ѕервые кинотворени€ Ѕ.ƒышенова и —.Ћыгденова (претендующих на зан€тие Ђхудожественной нишиї) оказались, увы, неубедительными и в профессионаальном, творческом отношении в какой-то мере даже беспомощными.

ƒруга€ же часть местной кинопродукции (назовем ее Ђкоммерческой нишейї) и вовсе не выдерживает никакой критики по множеству как субъективных, так и объективных причин.

ЂЅроненосецї - потомкам, или поговорили и разошлись


≈сли говорить Ђпо-гамбургскому счетуї, сегодн€ в Ѕур€тии сложилась така€ ситуаци€, когда отдельные творческие (или околотворческие) единицы делают вид, что снимают кино, а представители власти делают вид, что помогают в этом.

ѕоэтому любопытно было послушать, что думают по поводу перспектив Ђбур€тской киноиндустрииї и необходимости государственной поддержки этой де€тельности самые заинтересованные в этом лица и представители власти.

—начала участники слушаний в один голос говорили о том, что Ђв нашей жизни четко прописалось такое €вление, как бур€тское киної и что Ђоно интересное, с громкими победами на кинофестивал€хї.

Ќо основна€ дискусси€ ожидаемо развернулась вокруг исполнени€ (вернее, неисполнени€) республиканского закона Ђќ государственной поддержке кинематографии в Ѕур€тииї, прин€того еще в 2007 году.

ѕредседатель комитета по межрегиональным св€з€м, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединени€м Ќародного ’урала Ѕур€тии ÷ыденжап Ѕатуев объ€снил присутствующим, что Ђдо 2013 года данный закон ни единой копейкой с бюджета республики не финансировалс€ї.

- —умма, пр€мо скажем, очень небольша€, - отметил ÷.Ѕатуев. - “ак, в 2014 году из республиканского бюджета на поддержку и прокат национальных фильмов Ѕур€тии было выделено 1,5 миллиона рублей. ћинкульт –Ѕ провЄл конкурс на получение этих субсидий. ¬ итоге две кинокомпании - ќќќ Ђћонулафилмзї (фильм ЂЅулагї) и ќќќ Ђѕ€тый элементї (фильм Ђјноним 03ї) получили по 750 тыс€ч рублей.

¬ прошлом году, по словам ÷ыденжапа Ѕатуева, правительство Ѕур€тии внесло предложение о том, чтобы приостановить действи€ двух статей этого закона и исключить полное государственное финансирование кинолетописей в Ѕур€тии и создание национальных фильмов (в том числе дл€ детей и юношества и национальных фильмов Ц дебютов).

“аким Ђрадикальным образомї (отказыва€ в поддержке даже социально значимых кинопроектов) правительство, видимо, рассчитывает сэкономить на расходах и поборотьс€ с экономическим кризисом.

—праведливости ради, республиканские парламентарии не поддержали эту инициативу. Ќо само отношение к проблеме со стороны исполнительной ветви власти весьма красноречиво.

—тоит ли удивл€тьс€, что участники общественных слушаний много и подробно говорили о том, что бур€тское кино не получает должного внимани€ со стороны властей, а масштабы финансировани€ даже в нынешних услови€х выгл€д€т достаточно смешно.

- Ѕур€тское кино интересно пока только земл€кам, - сказала продюсер компании Ђѕ€тый элементї ƒина ѕодпругина. - Ќеобходимо расшир€ть границы проката. ƒл€ этого нужны сценарии, по-новому взгл€нуть на подбор актеров.

Ќо если часть местных кинопродюсеров (—пилберг и Ћукас, извините), все-таки пыталась найти рыночные источники дл€ финансировани€ своих проектов, то другие уповали в основном на бюджет. “ак, јлдар ƒугарон, продюсер компании Ђћонулафилмзї, предложил власт€м использовать кино в качестве самого действенного инструмента пропаганды. ћол, американцы, потерпев полное поражение во вьетнамской войне в реальности, на киноэкранах одержали полную и безоговорочную победу.

¬ финале слушаний участники отметили, что бур€тское кино нуждаетс€ не только в финансировании, но и продвижении в массы. ѕо их мнению, необходимо создать киностудию и некоммерческую ассоциацию кинематографистов Ѕур€тии. ѕомимо художественных и документальных фильмов, можно было бы создавать анимационные фильмы, фильмы дл€ детей и молодежной аудитории, мультфильмы.

¬от уж действительно, планов наших громадье. Ќо возникает и вопрос: а что, это все на несчастные полтора миллиона рублей?

¬ общем, подытожива€, можно сказать: республиканские власти не поддерживают бур€тское кино, потому что его нет. Ќационального бур€тского кино нет в том числе и потому, что его создание не поддерживает власть. ¬от такой вот кинопарадокс.

¬алерий ÷ыдыпов, Ђћолодежь Ѕур€тииї



 омментарии (2)

  • 9 апрел€ 2015, 18:19

     омсомолец   ќтветить

     

    “ворческих способностей бур€тской кино индустрии хватает лишь на съемки фильма о гобниках и таксистах наркоманах...

    10 апрел€ 2015, 00:32

    гость€   ќтветить

     

    —огласна. ѕорой любительские ролики наших жителей в сети намного информативнее и интереснее! Ќо волну поднимают, значит кто-то хочет бабосы порубить на €кобы киноиндустрии (нарко-гопниковской)

»м€

 омментарий

CAPTCHA
¬ведите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Ѕайкал ћедиа  онсалтинг»

Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€

 Ќаверх 

ѕерепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.

^