$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


27 ноября 2013, 07:38

Молодёжь Бурятии: "Свет и тени "Буривуда"

С некоторых пор ходить в кинотеатры на фильмы местных авторов стало почти привычкой. Многие жители республики с нетерпением ожидают премьерных показов и готовы за это удовольствие платить. В нашем случае не будет ошибкой сказать, что предложение родило спрос.
Но что стоит за этим всплеском зрительского интереса? И неужели в истории бурятского кино наконец-то открыта новая страница? 

Феномен бурятского «кинобума»

Забавно, но по количеству производимых в республике игровых фильмов мы скоро сравняемся с Францией, Италией и Германией, где в год «на троих» выпускается всего 120 картин.
- Причин сегодняшнего «кинобума»в республике несколько, - говорит кинорежиссер и продюсер Баир Дышенов. - Сильно упростилась система съемок. Кинопроцесс на порядок удешевила новая цифровая техника. 

Цифровые кинопроекторы обеспечивают быстрый доступ кино к зрителям. Многие снимают на обычный фотоаппарат, получая неплохую картинку. Главной же причиной этого кинобума, скорее всего, является то, что мы живем в национальной республике, где формируется какая-то особая локальная культура, выделяющаяся на фоне однородного федерального культурного пространства. 

По  мнению самого титулованного на сегодняшний день бурятского кинематографиста, такая ситуация в целом позитивна для республики, поскольку на глазах, буквально из ничего, развивается целая отрасль производства, причем совершенно новая для Бурятии. Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счетов и некий эффект новизны, когда благодарные зрители на ура принимают что-то свое, родное на большом экране. Но нет никакой гарантии, что этот интерес без подкрепления со временем не угаснет или вовсе не сойдет на нет. 

Только в течение прошлого года  в Бурятии было снято около десятка фильмов самых разных жанров: от криминальной драмы до комедии и мелодрамы. А комедия бурятских кавээнщиков «На Байкал»  получила прокатное удостоверение и, если верить авторам, заняла седьмое место в списке самых коммерчески успешных фильмов России в 2012 году. 

- Можно уверенно говорить о феномене бурятского кино, - с упоением описывались в одном из республиканских еженедельников успехи местных киношников. -В коммерческом отношении это явление возникло с проката в 2010 году фильма «Чайник», рекорд посещаемости которого не побит до сих пор. Или вот такой пример: комедия «На Байкал» в прошлом году собрала в прокате в Улан-Удэ больше, чем «Пираты Карибского моря». Можно сказать, что кинопроизводство в республике вполне может существовать как бизнес, ориентированный на федеральный прокат, не такой, конечно, как в Голливуде, но уже приносящий реальные деньги. 

Можно, конечно, немного поехидничать над восторженным тоном коллег, но факт остается фактом – региональная фильмография на сегодняшний день насчитывает уже около двух десятков картин, и останавливаться на этом, похоже, никто не собирается.

Краткая фильмография :

“Первый нукер Чингисхана" (2006, режиссеры С.Жамбалов и Э.Жалцанов)
"Улыбка Будды" (2008,коротком.,реж.Б.Дышенов)
"Чайник" (2010, реж.Е.Замалиев и Ж.Бадмацыренов)
"Наказ матери"  (2011, коротком.,реж.Б.Дышенов) - фильмы бурятского автора были отмечены в официальных программах МКФ в Пусане, Берлине и Каннах;
"На Байкал!" (2011, реж.Михаил Козлов и Сергей Никонов) – фильм был прокате более чем в 20 российских городах;
 "Улан-Удэнская история" (Е.Сындуев);
 "Улан-Удэнцы";
 "Решала" (2012, реж.Евгений Замалиев;
"На Байкал-2. На абордаж" (2012);
"Отхончик" (2012,реж.Б.Дышенов, киностудия «БурятФильм» и студия «Феникс» (г.Иркутск);
"Тайна завещания" (2012);
"Буузы" (2013);
"Чайник-2" (2013, реж.Е.Замалиев);
 "Шлагбаум" (2013,реж.Д.Туприн);
"Булаг" (2013, реж.С.Лыгденов – фильм с самым большим на сегодняшний день бюджетом (15 млн.руб.) получил хорошие отзывы у кинокритиков;
"Последняя охота" (премьера - декабрь 2013).

Вот только оправдается ли философский закон о неизбежном переходе количества в качество, остается только догадываться. Ведь пока (за редким исключением) местную кинопродукцию трудно назвать достижениями искусства. Да и по своим техническим пораметрам они пока не соответствуют требованиям федерального проката.
- Сравнивать старое и новое бурятское кино трудно, все-таки пока это разные уровни, - считает историк бурятского кино Андрей Мухраев. - Операторская работа Александра Итыгилова - это классика кино, "эффект Итыгилова" из "Как закалялась сталь" вошел в учебники по кинематографии. У него снимались лучшие актеры СССР.  Барас Халзанов - это тоже высший российский уровень. 

...
 
Что дальше?    

Действие республиканского закона о государственной поддержке кинематографа в Бурятии, принятого еще в 2007 году, в очередной раз приостановлено из-за недостатка финансирования.
 Министр культуры республики Тимур Цыбиков перед голосованием по законопроекту о бюджете республики на будущий год сообщил, что в 2014 году год все-таки планировалось предусмотреть 1,5 миллиона рублей на организацию проката в сельских районах республики фильмов, созданных кинематографистами Бурятии. Но и эта жалкая сумма в проект бюджета в первом чтении не попала.

Правда, глава республики  Вячеслав Наговицын пообещал «найти» средства на поддержку национального кинематографа в рамках второго чтения бюджета. Но даже если произойдет, речь все-таки идет о разовой акции, которая не сделает погоды.

Любопытно в этом свете мнение министра культуры РБ Тимура Цыбикова. 
- Нужно немного подождать, посмотреть, как дальше всё будет развиваться, - сказал министр. - Если качество будет повышаться, будут хорошие отзывы зрителей — надо находить национальному кино государственную поддержку. Пока же средства на эти цели в республиканском бюджете не заложены и общественного одобрения того, чтобы государство вмешалось в этот процесс, еще нет. Кино носит развлекательный характер. И если это шоу-бизнес, государственная поддержка изначально не предполагается. Всё и так прибыльно. 

Оставим на совести чиновника слова об отсутствии «общественного одобрения» (зритель  вообще-то «голосует» рублем), но ведь речь идет не только о так называемом коммерческом кино. А как же с поддержкой настоящего, «серьезного», авторского кино? И сколько еще ведомство Т.Цыбикова будет выжидать?

- Наверно, господдержка национального кино все-так нужна, - считает Андрей Мухраев. - Только вот прямое финансирование будет очень накладно для бюджета. Можно дать какие-то привилегии, помещения, налоговые льготы, помощь в прокате, продвижении, что-то такое. Можно объявить конкурс синопсисов. Кто-то из классиков режиссеров сказал: "Хороший фильм - это сценарий, сценарий и еще раз сценарий". Поэтому нужно, чтобы местные писатели зашевелились.  Но и здесь нужен будет материальный стимул.

Наверное, какие-то шаги можно было бы предпринять и в организационно-правовом поле. Создать, к примеру, некое государственное учреждение, ответственное за кинопроизводство, работу учреждений кинопроката, борьбу с видеопиратством и взаимодействие с различными общественным организациями. Такие примеры в регионах, кстати, есть - в том же Татарстане. 

А разве не ведомство Тимура Цыбикова могло бы выступить инициатором проведения в Бурятии межрегиональных фестивалей кино, каких-то круглых столов» и неформальных встреч по этой тематике?
В конце концов, в Казани, Якутске  проводят международные кинофестивали, а мы у себя не можем собрать местных кинематографистов, чтобы как-то обговорить план совместных действий. 

Реализация проектов в рамках государственно-частного партнерства также невозможна без инициативы со стороны профильного министерства. Да и в диалоге и переговорах с потенциальными спонсорами и меценатами оно могло бы выступить в роли посредника.

Пока о деньгах в кино в Бурятии  разговаривать не с кем. Основная проблема в том, что нет заемщиков. В этой роли могли бы выступить (как во всем цивилизованном мире) банки. Но без разработки финансовой конкретной модели кредитования региональных кинопроектов не обойтись. 

И что мы имеем на сегодняшний день?
Вроде бы Солбон Лыгденов сегодня пытается закончить достаточно затратный проект – мелодраму под рабочим названием «Дарима».

Стало известно, что Баир Дышенов намерен снять новый фильм в жанре комедии  «Свадьба в степи» с большим количеством персонажей. Среди замыслов этого бурятского режиссера есть и артхаусное кино – легенда о лошади павшего воина, ищущей путь к родному кочевью, и масштабный проект под названием «Шорнохой». 

Не думаю, что они (как и другие местные кинематографисты) отказались бы от помощи  государства. Ведь пока, для того, чтобы реализовать свои проекты, им приходится рисковать многим, включая собственную недвижимость. 


Валерий Цыдыпов
Полный текст: "Молодёжь Бурятии" №48

Комментарии (3)

  • 27 ноября 2013, 22:23

    qwerty   Ответить

     

    надо быть честным - "Барас Халзанов - это высший СОВЕТСКИЙ уровень", а не задрипанный российский.

    Как уровень Сергея Бондарчука и уровень его сына Федора - космос и плинтус, соответственно.

  • 28 ноября 2013, 00:37

    qwerty   Ответить

     

    но в целом, статья трезвая и конкретная.

    Проблема лишь в том, что чиновникам на нашу культуру просто наср... плевать. Поэтому возня с этим кино им не нужна, поскольку у них и так проблем и дел поважнее хватает.

    Но такая статья - раздражитель для чиновников отличный!

    Скорее всего, вопрос о поддержке кино надо адресовать олигархам, например, Слипенчуку ))

    Типа: давай-ка, парниша, ты у нас тут "Миры" на Байкал привозишь, и недрами торгуешь, бабла немеряно - это, конечно, всё хорошо, но было бы неплохо, если бы ты отстегнул аборигенам на культуру - на кино.

    Должен дать.

    Солбону только не даст. Солбон в своем "Булаге" припечатал тех, кто торгует Бурятией. И показал что с этой торговли имеет простой народ.

    Остальным должен дать, особенно на тупые комедии и тупые боевики. На это денег можно смело идти просить - даст 100%!

  • 28 ноября 2013, 00:40

    qwerty   Ответить

     

    И на фильмы с религиозной и мистической тематикой - 100% даст!

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^