$ 63.87
68.69
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


27 декабря 2005, 09:20

Строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) недопустимо - к такому выводу пришли ученые и специалисты

Экспертиза была организована Гринпис России, Всемирным фондом дикой природы, "региональным объединением по Байкалу" и "Байкальской экологической волной".

Экологи надеются, что их выводы помогут государственной комиссии принять взвешенное решение по технико-экономическому обоснованию строительства трубопровода. Документы, доказывающие экологическую опасность сооружения нефтепровода, переданы в Федеральную службу по экологическому технологическому и атомному надзору. Рассказывает моя коллега Марина Катыс

Марина Катыс: Расчеты самих разработчиков показывают, при аварии объемы нефтяных разливов могут достигнуть 4 тысяч тонн. Время, за которое нефть попадет в Байкал - от 20 минут до 49 часов.

Проект предусматривает локализацию нефтяных разливов в акватории озера Байкал с использованием катера-нефтесборщика, однако никаких оценок нанесенного ущерба экосистеме уникального озера не приводится. Не оценивается и риск причинения ущерба здоровью местного населения, получающего питьевую воду либо прямо из рек, либо из скважин, которые будут загрязнены в результате неизбежных разливов нефти.

Руководитель Байкальской программы Гринпис Россия Роман Важенков считает, что необходимо изменить маршрут прохождения трубопровода.

Роман Важенков: Эти изменения коснутся очень незначительной части маршрута нефтепровода, всего какие-то первые проценты общей протяженности и в первую очередь вариант обхода нефтепроводом озера Байкал и расположение нефтеналивного терминала в бухте Перевозная. Экспертами независимых общественных организаций был проведен анализ проекта нефтетрубопровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан", были выявлены слабые моменты этого нефтепровода, которые говорят о том, что располагать нефтепровод в 800 метрах от озера Байкал невозможно. Сама идея строительства нефтепровода через водосборный бассейн озера Байкал и территорию Всемирного природного наследия озеро Байкал недопустимо. Это прямое нарушение Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия, ратифицированной Российской Федерацией. И для Российской Федерации строительство нефтепровода через эту территорию в дипломатическом смысле, в смысле международной репутации может иметь самые тяжелые последствия.

Марина Катыс: Тот факт, что прохождение нефтепровода через территорию Всемирного наследия, будет грубейшим нарушением Конвенции о Всемирном наследии. Это подтвердили эксперты ЮНЕСКО, побывавшие на Байкале осенью этого года.

Юрий Тржцинский - доктор геолого-минералогических наук, профессор Института земной коры Сибирского отделения РАН - участвовал в экспертизе проекта Таранснефти.

Юрий Тржцинский: Надо сказать, что это территория с инженерно-геологической точки зрения очень сложная. Главная сложность здесь - это сейсмика. Здесь землетрясения могут быть силой до 11 баллов. Кроме того, здесь очень широко развиты другие геологические процессы, в частности, селевые потоки, оползни, мерзлота. Участок очень сложный. Мы предлагали в свое время обход бассейна озера Байкал, минуя его. Мы вообще странные люди, нас ничему опыт не учит. Есть опыт Байкальска на Байкале. Сорок лет мы говорим, что делать с Байкальском, теперь мы такую же проблему хотим поставить с этой трубой. С 1993 по 2005 год на иркутском участке нефтепровода Омск-Ангарск порывы происходят раз в два года с изливом нефти до 42 тонн.

Марина Катыс: Вадим Постников живет в Тюмени. Он строил нефтепровод Омск - Ангарск, о котором только что говорил Юрий Тржцинский. Вадим Постников - кандидат технических наук, он длительной время занимался надежностью трубопроводов. Сейчас является экспертом в области охраны окружающей среды при эксплуатации нефтегазовых трубопроводов.

Вадим Постников: Я могу гарантировать сто процентов - аварии будут на нефтепроводе, который проложен в 800 метрах от Байкала. Первое: прокладывается в условиях вечной мерзлоты. Обычно трубопровод лежит как в люльке, как у мамы, в засыпке земляной, и он рассчитывается на нагрузки, которые идут от давления. Но когда он прокладывается в вечную мерзлоту, а она протаивает, представьте себе, что под вами уходит земля, разжижается, в летнее время трубопровод вниз, в зимнее время, если вода собирается в линзу, она выпучивает вверх, причем нерасчетно гуляет вверх-вниз, а опирается эта нитка на скальный грунт. Что надо еще объяснять? Эти действительные условия работы нефтепровода не заложены в расчет. Рассчитывается так, как идет по Украине или по Башкирии или по Западной Сибири. В нормах предусмотрено черным по белому - предусмотреть мероприятия, связанные с сезонным оттаиванием мерзлоты, предусмотреть мероприятия, связанные с селевыми потоками. Никаких мероприятий в проектных материалах, которые нам были представлены, нет. Кроме того, трубопровод в условиях гор сложно монтировать. И изоляцию сохранить при перевозке, при монтаже сложно. Поэтому непременно будут коррозионные повреждения, мелкие повреждения. Их обнаружить очень сложно. У них есть одно свойство - они накапливаются под снегом, где-то собираются и по весне обнаружат огромное море утечек. И не сказывается на гидравлическом режиме. И наконец, условия для проезда аварийной техники в горно-пересеченной местности очень сложные. В случае аварии доставка техники к месту аварии займет значительное время.

Марина Катыс: Директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц.

Евгений Шварц: В данном случае мы имеем уникальную ситуацию, когда принадлежащая на сто процентов голосующих акций государственная компания фактически шантажирует руководящие органы государства, ответственные за соблюдение законодательства, нечестно полученным решением правительства. В 2003 году государственная экологическая экспертиза, Министерство природных ресурсов отвергло маршрут данного нефтепровода в связи с тем, что он проходил в 20 километрах в близости от Байкала. Осенью 2004 года компания подала на государственную экспертизу в Ростехнадзор новый проект, получила положительное решение государственной экологической экспертизы Ростехнадзора, это решение было датировано 12 декабря 2004 года. На основании этого решения 31 декабря 2004 года было принято решение правительством Российской Федерации о строительстве этого нефтепровода. Начиная с осени этого года, на уровне вице-президента компании и представителей ее среднего звена звучат угрозы и обвинения, что если Министерство природных ресурсов, Росприроднадзор, Ростехнадзор быстро не выдадут положительного заключения, они тем самым срывают решение правительства. Решение правительства, которое было получено на освоении другого проекта, другого маршрута. Было установлено, что те документы, которые подавались компаний для получения заключения и позиции Министерства природных ресурсов, не соответствуют тем документам, которые поданы на государственную экологическую экспертизу Ростехнадзору.

Марина Катыс: К сожалению, "Транснефть" не прислушивается ни к мнению государственных органов власти, ни к мнению общественности. По мнению директора Всемирного фонда охраны природы Игоря Честина, руководство компании сознательно вводит в заблуждение президента и правительство России.

Игорь Честин: Три федеральных министра в сентябре месяце во время поездки на Дальний Восток, а именно министр экономического развития и торговли Греф, министр транспорта Левитин, министр природных ресурсов Трутнев сказали о том, что предлагаемый компанией маршрут не должен быть реализован ни по экономическим, ни по экологическим соображениям. Тем не менее, после этого поступает распоряжение в адрес Министерства природных ресурсов ускорить процесс согласования. При этом предлагается тот же самый маршрут.

4 ноября мне удалось задать вопрос президенту Российской Федерации, что он сам считает по этому вопросу. Он был как раз в бухте Перевозная, был в Дальневосточном заповеднике. Я спросил, собственно: не считаете ли вы, что сама компания затягивает реализацию стратегически важного проекта, отказываясь внести изменения в один-два процента его протяженности? Президент мне возразил, сказал, что: "Насколько я знаю, именно эти один-два процента могут удорожить проект чуть ли не в десять раз". "Простите, пожалуйста, у вас эта информация от компании или от органов власти?". "Нет, в основном от компании". Почему у нас основным источником информации для принятия решения на самом высшем уровне остаются не уполномоченные федеральные органы власти, не правительство Российской Федерации и уж тем более не наука, а остается одна-единственная компания, которая естественным образом хочет минимизировать свои издержки?

Марина Катыс: Экологи предлагают альтернативные варианты прохождения трубопровода и расположения терминала. Эти варианты - более выигрышные не только с точки зрения экологической безопасности, но и с экономической и социальной точек зрения. В частности, прокладка трубопровода в обход озера Байкал не удорожит проект, считает руководитель байкальской программы Гринпис Россия Роман Важенков, поскольку - по данным Транснефти - стоимость проекта колеблется от 11 до 18 миллиардов долларов.

Роман Важенков: В рамках этой суммы существенного увеличения стоимости проекта вряд ли произойдет. Местность в Якутии равнинная и не существует таких перепадов высот. Самое главное, что часть экономии может придти от того, что это позволит подвести этот нефтепровод магистральный ближе к месторождениям в Восточной Сибири, нефтью из которых этот нефтепровод собираются наполнять в будущем. Таким образом этот проект будет той же стоимостью или незначительно дороже. В стоимость проекта входят также и мероприятия по локализации распространения и последствий аварий, так как в районе Байкала землетрясения могут достигать 9 и более баллов, то данный проект байкальский должен стоить дороже, а не якутский.

Марина Катыс: Разработчики проекта не оценивали потенциальное воздействие аварийных разливов нефти на экосистему озера Байкал и водно-болотные угодья дельт рек Кичера и Верхняя Ангара. Противоаварийные мероприятия выглядят практически нереализуемыми в существующих природно-климатических условиях и по утверждениям самих разработчиков никогда в условиях Сибири не апробировались.

Роман Важенков: В случае разлива вылиться на землю может более четырех тысяч тонн нефти. Из них примерно половина, по данным компании, все-таки попадет в Байкал. И самое главное, что скорость пробегания нефтяного пятна на том промежутке трубопровода, который идет в 800 метрах от Байкала составляет 20 минут и среагировать на такой разлив будет невозможно. Загрязнение Байкала произойдет на севере Байкала, находится так называемый Байкальский сор - это объединенные устья рек Холодной, Печера, Верхняя Ангара. Это водно-болотные угодья, они входят в теневой список Рамсарской конвенции. Это что-то вроде заливных лугов, там нерестилище рыб, там места отдыха перелетных птиц. Если один такой крупный разлив произойдет, нефть оттуда может и не уйти, она постоянно будет там, то есть собрать ее будет невозможно. Этим нерестилищам действительно придет конец.

Марина Катыс: Напомню, что проект "Восточная Сибирь - Тихий океан" обещает стать самым длинным нефтепроводом в мире. Его протяженность составит около 4200 км, что в три раза превышает длину Транс-аляскинского нефтепровода. Объем транспортируемой нефти при достижении проектной мощности будет достигать 80 млн. тонн в год.

"Радио Свобода"

Комментарии (2)

  • 27 декабря 2005, 09:41

    за байкал   Ответить

     

    возите нефть железной дорогой. зря комсомольцы БАМ построили что-ли.

  • 21 апреля 2006, 17:04

    Григорий   Ответить

     

    Славное море - Священный Байкал.

    Все, что происходит сейчас вокруг Байкала можно назвать одним словом - Мерзость.
    А после посещения Вайнштоком Президента и последовавшей отмены поправки в Природоохранный Кодекс Госдумой -его можно охарактеризовать только одним словом - Мерзавец.
    Григорий
    Победоносец

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^