β
$ 57.65
69.07
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Эхо Москвы" "Русское радио"


12 марта 2009, 18:41

Сергей Федоров: В целом впечатление от сайта хорошее

Ситуацию вокруг создания и запуска сайта «Туризм и отдых в Бурятии» ИА «Байкал Медиа Консалтинг» прокомментировал информационный архитектор компании «Ballisticka» (г. Москва) Сергей Федоров. 


- Вокруг сайта «Туризм и отдых в Бурятии» всегда было много слухов. Начиная с того, что компания-разработчик сделала откат устроителям тендера и заканчивая сомнениями в запуске проекта. И теперь, когда сайт открылся, горожане остались недовольны. Возмущения «критиков» зачастую содержит весьма субъективную оценку. Попробуем максимально объективно разобраться, так ли плох проект на самом деле?

Как создается сайт?

Для того чтобы сайт получился действительно хорошим, необходимы усилия нескольких профессионалов. Как правило, проектная команда состоит из следующих специалистов: менеджер, аналитик, проектировщики, дизайнеры, верстальщики, программисты, контент-менеджеры, тестировщики. И это только на обычном проекте. В случае, когда требуется интеграция с внешними системами, например, с базой 1C, в команду привлекаются специализированные программисты и бизнес-аналитики.

Как правило, сам процесс разработки разбивается на следующие этапы: анализ, проектирование, разработка, наполнение контентом, тестирование, развертка. Дизайн и верстка шаблонов обычно разрабатываются параллельно программированию.

Для более глубокого понимания методологии разработки программного обеспечения, я вынужден отослать читателя к статье «Rational Unified Process», так как формат данного изложения не предусматривает большого объема.

Все это необходимо, чтобы предупредить возможные проблемы (риски) при создании сайта. Например, такие, как: непонимание между заказчиком и разработчиком, завышенные ожидания по функционалу, несоблюдение сроков разработки сайта и, наконец, превышение бюджета. Кроме того, методология дает возможность хотя бы в какой-то степени абстрагироваться от личных качеств человека, участвующего в проекте.

То есть для того, чтобы сделать сайт, мало просто хотеть. Нужно понимать, какие задачи будет решать сайт и как он должен решать эти задачи. В противном случае получится бесполезная и дорогая игрушка.

Почему все так плохо?

Подавляющее большинство веб-студий в России, к сожалению, пока еще не пришли к пониманию плюсов использования четко выстроенного процесса разработки или не могут его использовать. Одним это не нужно в силу специфической направленности (например, студиям, специализирующихся исключительно на дизайне); другие просто не могут внедрить процесс у себя из-за отсутствия специалистов в регионе;  третьи работают в очень низком ценовом сегменте рынка и внедрение процесса очень сильно скажется на стоимости разработки сайтов.

Отсутствие процесса, конечно же, не может служить критерием адекватности студии, однако дает представление о способности разрабатывать большие проекты, потому что разработка «на коленке» приведет к увеличению сроков и превышению бюджетов. И не факт, что сайт в конечном итоге запустится.

Как осуществляется разработка сайта по госзаказу?

Государственным организациям нельзя просто выйти на рынок и разработать сайт у первой встречной компании - это регламентируется законами российской федерации. Поэтому проводится конкурс, который заключается в объявлении собственно конкурса и приему предложений от компаний. Далее предложения рассматриваются конкурсной комиссией, и принимается решение о том, кому отдать заказ.

Критерии оценки компаний размываются, потому что каждая компания стремиться показать, какая она «белая и пушистая», чтобы получить заказ. Порой компании даже переделывают свой сайт, чтобы «обелиться» на срок проведения конкурса. Представители компании рассказывают в своих предложениях такие сказки, по сравнению с которыми «Каша из топора» кажется несложным фокусом.

Как в таких условиях понять госслужащему, кому именно отдать заказ?

В первую очередь, чиновник судит по предложению, сформированному компаний-разработчиком. Предложение должно обосновывать озвученную стоимость и содержать некоторую концепцию будущего сайта.

Следующим критерием обычно служит наличие работ по госзаказу в портфолио разработчика. Важным фактором является как раз наличие работ, а не качество. Это доказывает способность компании работать с госучреждениями.

Третьим критерием служит наличие у компании четкого процесса разработки. Это дает представление о компании в плане надежности и способности устранять проектные риски самостоятельно.

Если у компании нет ни одного из этих пунктов, то с точки зрения чиновника (и, кстати, обычной логики) нет смысла отдавать ей заказ, потому, что вероятность «дожить» до запуска проекта очень низкая.

«Туризм и отдых в Бурятии»

Теперь, когда предметная область стала более понятной, посмотрим на сайт «Туризм и отдых в Бурятии». Сразу хочу пояснить, что оценивать сайт с точки зрения нравится/не нравится – не просто неразумно, а не имеет смысла, так как результатов оценки будет столько же, сколько критиков.

К сожалению, сложно судить о задаче, которую разработчик должен был решать. Скорее всего, она имела формулировку в духе «привлечение туристов к отдыху в Бурятии и раскрытие информации о «Республиканском агентстве по туризму». Но так ли оно было на самом деле, мы утверждать не можем. Поэтому возьмем на вооружение четкие критерии оценки.

При первом посещении сайта, нам предлагается ознакомиться с навигатором (меню сайта), содержащим всего шесть пунктов. Однако при клике по любому из пунктов, нас ждет неожиданность – вываливается большой перечень ссылок.

Это говорит о двух вещах:

1. Структура сайта не сбалансирована должным образом: слишком много информации содержится в навигаторе.

2. Интерфейс навигатора непрозрачен для пользователя: посетитель ожидает перехода в раздел, а не раскрытия списка. Этот момент сам по себе несколько раздражает, а с учетом первого пункта он вдобавок затрудняет переход  по сайту.

Информация, представленная на нескольких языках, отличается друг от друга. Возможно, это будет доработано, но уже сейчас немного обидно за китайских и японских пользователей, которые не смогут прочитать про озеро Байкал.

Способ представления разноязычной информации также не оптимален: по какой-то причине версии сайта представлены в каталоге внутри сайта, а не разнесены по поддоменам, что гораздо логичнее, тем более, что состав контента на разных языках различается.

Поиск по русскоязычному сайту работает не совсем корректно, например, по запросу «тур по Байкалу» в результатах поиска на первой странице нет ссылки на страницу, где бы можно было приобрести тур.

Основной инструмент навигации, как было уже упомянуто выше, нелогичен и непрозрачен. Вместо нагромождения нескольких уровней в меню «Туризм в Бурятии», можно было сделать отдельный структурированный каталог с возможностью подбора услуг по географическому признаку, наличию/отсутствию мест проживания, типу тура (пеший, конный, водный), например.

Навигационная цепочка (полоса ссылок вида «Главная / Туризм в Бурятии /…») удачно замаскирована под оформление сайта, тогда как является часто используемым инструментом навигации и должна быть видна в первые секунды при просмотре сайта.

Это не все недостатки, существующие на сайте, но наиболее явные.

Подводя итоги, можно сказать, что в целом впечатление от сайта хорошее. На сайте есть и ошибки, и недочеты, но в основном он решает задачу по раскрытию информации. Хочется отметить, на сайте нет инструментов «ведущих пользователя», например, позволяющих сразу после прочтения текста приобрести тур.

Дизайн ровно такой, какой должен быть у сайта Республиканского Агентства по Туризму: строгий и ожидаемый. У структуры есть существенные недостатки, но это не сильно мешает пользоваться сайтом.

Думаю, проект стоит 1,4 млн. рублей. Совокупность затраченных усилий на разработку плюс стандартные риски госзаказа, когда компания может провалить проект и теряет имидж разработчика, вписываются в эту сумму.

Компания «Ballisticka» специализируется на создании высокотехнологичных веб-решений и e-commerce продуктов, проектном консалтинге и проектировании архитектуры сложных распределенных интернет-систем. Одним из основных направлений деятельности компании является проектирование информационной архитектуры и интерфейсов.

Текущая ситуация на рынке показывает, что компании, занимающиеся проектированием, идут по одному из двух направлений. Либо проектирование интерфейсов и юзабилити, либо проектирование внутренней логики и информационных связей. Основные риски такого подхода заключаются в том, что информация тесно связана с интерфейсом и наоборот. Опыт работы над многими проектами показал, что тесная интеграция проектирования интерфейсов и информационной архитектуры позволяет достичь наиболее качественного результата при разработке веб-решений.

На сегодняшний день «Ballisticka» является единственной компанией в сегменте веб разработок, оказывающей такие услуги в комплексе.

© 2004-2017 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^