$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


11 октября 2005, 15:23

Расшифровка выступления Гарри Каспарова на встрече с общественностью в Национальной библиотеке 24 сентября 2005 года

- Добрый день. Я зашел в зал, и первой бросилась в глаза цифра 1937. Потом уже я увидел подпись, всероссийского старосту Калинина, понял, что речь идет о документах, может, не такого далекого по историческим меркам прошлого, но прошлого достаточно мрачного, и которое, безусловно, нельзя забывать.

И то, что вы сейчас здесь сегодня обсуждаете – это же не только вопрос прошлого, это не только вопрос настоящего, это наше понимание того, что без анализа того, что произошло и происходит, невозможно решить, какое у нас будет будущее, невозможно построить нормальное будущее. Вот, наверное, об этом и стоит говорить сейчас. Именно размышление о том, каким будет наше будущее, подвигло меня на завершение моей шахматной карьеры профессиональной. Как вы знаете, достаточно успешной. И привело меня, я бы не хотел называть это в чистом виде российской политикой, потому что политика – это нечто уже состоявшееся, то есть, когда люди решают проблемы в рамках сформировавшейся политической системы. Разные политические взгляды сталкиваются, разные концепции, разные представления о том, как должна работать экономика. Мы сегодня находимся в ситуации, когда такие споры невозможны, потому что наше политическое устройство, увы, слишком глубоко вросло корнями в ту эпоху, которую вы только что обсуждали.

Российская власть, сколько бы она ни говорила про демократию, сколько бы она ни говорила про уважение прав простых людей, наших сограждан, считает, что только у нее есть права и привилегии. Только она может принимать, эта власть, решение и никогда не думает о том, как это решение будет отражаться на нашей жизни сегодня и на нашем будущем. Мне кажется, такой момент сейчас настал в истории нашей страны, когда наши совместные усилия могут повлиять на эту власть и на то, каким будет наше будущее. Потому что невозможно ничего изменить – это меня часто люди спрашивают – скажите, а как вы представляете себе изменения, когда власть не хочет никого слушать, когда власть занята сама собой, когда власть не желает никаких перемен. Я всегда говорю, что нет никакого магического рецепта, нет никакого волшебного эликсира, нет никакого укола, который может в одночасье излечить запущенную политическую болезнь. Это наша страна, это наше будущее, это вопрос наших совместных усилий. Это вопрос, так называемой критической массы, когда достаточное количество людей считает, что они больше не хотят жить так, как они жили до сих пор. И они требуют у власти, чтобы она перешла к своим непосредственным обязанностям и начала бы думать об интересах тех, кого она и по закону, и по здравому смыслу должна представлять.

Сегодня нам пытаются рассказать, что в России установилась некоторая стабильность. Можно принять такую точку зрения, но также понятно, что эта стабильность базируется, в первую очередь, на факторе, который никаким образом не находится в ведении Российской власти, какой бы мудрой она ни пыталась выглядеть. Высокие цены на нефть, они образуются совсем не в России, не по Кремлевским указаниям, и это единственное, что позволяет власти, до поры до времени скрывать свою неэффективность. Но возникает тогда вопрос, почему в стране, государство которой, власть захлебывается от потока нефтедолларов, когда государственное казначейство просто не в состоянии уже просто переваривать эти сверхдоходы, почему падает жизненный уровень в стране. Почему в стране отсутствуют долгосрочные инвестиционные программы, почему капитал идет не в Россию, а из России, что же за такая власть, которая не может использовать благоприятную экономическую конъюнктуру, невероятно благоприятную, для того, чтобы создать условия для процветания нашей страны, создать условия для того, чтобы граждане страны жили лучше? И вот возникает вопрос, а, может быть, все дело не в каких-то хороших или плохих чиновниках, может быть, дело не в каких-то хороших или плохих решениях. Может быть, дело, как раз, в той самой вертикали власти, которую так последовательно выстраивает Путин в последние 6 лет? Может быть, дело в том, что эта вертикаль власти, по своему определению, по своей сути, по своей природе, она не может и не собирается заботиться об интересах людей? И напротив, создана именно для того, чтобы использовать все природные богатства нашей страны, все ресурсы нашей страны для того, чтобы обогащать тех, кто составляет основу этой вертикали, то есть коррумпированную Российскую демократию.

Я много сейчас езжу по стране, за последние 5 месяцев. Я посетил много регионов. Сегодняшний приезд в Улан-Удэ – это уже 16 Российский регион, не считая Москвы и Санкт-Петербурга. Разговаривая с людьми, оценивая ситуацию, анализируя ту информацию, которую я в состоянии получить, я прихожу к выводу, что речь идет не о каких-то региональных проблемах, не о проблемах местных, не о проблемах, связанных с плохими губернаторами или мэрами. Речь идет о системном кризисе, потому что те проблемы, те беды и горести, которые волнуют людей в Костроме, Владимире, Ставрополе, Новосибирске, Владивостоке, Иркутске, здесь в Бурятии, в Улан-Удэ, они примерно одни и те же. Люди задают те же самые недоуменные вопросы, люди не понимают, почему богатеющее государство не в состоянии обеспечить им улучшение уровня жизни. Надо понимать, что подобные системы, подобные бюрократические системы вертикали власти, они, в первую очередь, нацелены на обслуживание интересов тех, кто в них работает. Поэтому, когда мы говорим о том, что власть провела какую-то реформу, я вообще предлагаю слово «реформа» брать в большие жирные кавычки, потому что реформа – это все-таки нечто направленное на улучшение системы государственного управления. По крайней мере, направленное. Надо понимать, что итоги этих так называемых реформ должны оцениваться не по тому, как они действуют на уровень жизни всей страны, а по тому, чьи интересы преследовала та группа чиновников, которая их задумывала. Все, наверное, знают, и Бурятия тоже, наверное, сталкивалась со страшными проблемами этого года, связанными с так называемой монетизацией. Более того, надо понимать, что эта проблема никуда не делась. И те дыры, которые власть заткнула кредитами минфиновскими, они, в общем-то, всплывут в начале следующего года. Но пока оставим в стороне будущие проблемы, надо понимать, что если эта так называемая реформа была направлена на повышение жизненного уровня населения, тогда она провалилась. И можно говорить о том, что она была плохо задумана, плохо реализована, какие-то шаги были не до конца просчитаны. Но можно посмотреть с другой стороны. Если эта реформа была нацелена на создание новых финансовых потоков, для того, чтобы чиновники, инициировавшие этот процесс, могли его контролировать, то реформа была проведена блестяще. Блестяще, потому что в результате ее высвободились огромные средства, которые, естественно, стали исчезать в этой нашей бесконечной вертикали власти, начали прилипать к рукам чиновников, которые ответственны за этот процесс. Если посчитать количество средств, которые были выброшены государственными структурами для решения этих проблем, то получится порядка 500 миллиардов рублей. Если посмотреть, сколько дошло до конечного потребителя, то останется 350. Такая разница, в общем, может являться достойной компенсацией для за труды тех, кто задумывал и реализовывал этот процесс.

На самом деле, все не ограничивается вот этими единовременными суммами, которые чиновники всех мастей, всех этажей вертикали сумели приватизировать за 3 месяца распределения средств. Речь идет о том, что появились новые финансовые потоки, появились новые области распределения государственных средств, например, госзаказ на поставки бесплатных лекарств. Понятно, что это не бесплатные лекарства. Они финансируются частично их государственного бюджета, это рынок более миллиарда долларов. И неудивительно, что в нынешней вертикали власти главную часть госзаказа получает компания, принадлежащая жене министра Зурабова. Это, на самом деле, нормальное следствие той системы власти, которая выстроена. Это не вопрос хорошего или плохого Зурабова, он делает ровно то, что делают чиновники не его уровне, ниже. Это способ существования такой бюрократической конструкции, как чиновник, отвечающий за свой участок, должен с него кормиться. Это административная рента, и эту ренту платим мы все. Мы платим эту ренту за плохое управление, за то, что средства, которые сейчас аккумулируются в стабилизационном фонде - колоссальный профицит бюджета, никуда не реализуется. Мы не видим реального результата от выкачивания наших природных ресурсов. Важно понимать, что российская экономика растет не потому, что у нас появился новый «Майкрософт», не потому что у нас появились новые технологии, не потому что у нас появилась новая передовая промышленность, а ровно потому, что некоторое количество людей присвоило себе возможность распоряжаться нашими природными ресурсами: нефтью, газом, алюминием, лесом.

Возникает вопрос, а как эти проблемы связаны с тем, что власть лишает нас политических прав? И вот здесь, мне кажется, у многих уже в нашей стране, во многих регионах нашей бескрайней родины возникает ощущение того, что лишение нас политических прав фактически отнимает возможность контролировать эту бюрократию. Ведь очень важно, что чиновник сегодня знает, что он несет ответственность не перед нами, перед своим избирателями, - он уже не избирается, не перед населением, интересы которого он должен представлять, а только перед вышестоящим начальством. Соответственно, в этой ситуации все его действия направлены совсем не для того, чтобы жизнь людей стала легче.

Надо сказать, что это исчезновение политических свобод и прав, оно произошло не тоже в одночасье. Достаточно последовательно вертикаль власти выстраивалась, наши права и свободы ущемлялись. Мы почему-то забыли уже, что появление института полпредства, а у полпредств в начале путинского правления тоже было актом абсолютно неконституционным. Нигде в Конституции не существует полпредов, которым должны подчиняться тогда еще избираемые губернаторы.

И вот в этой ситуации очевидно, что должны появляться те оппозиционные силы, которые хотели бы предотвратить процесс сползания России к новой диктатуре, к новому диктату центра, который паразитирует на выкачивании средств из регионов. И «Объединенный гражданский фронт», который я представляю, предлагает программу объединения самых разных политических сил, которые готовы согласиться с минимальной политической платформой оппозиционной. Мы говорим сегодня о том, что есть вещи, о которых уже не надо спорить. Это не вопрос правых, левых, либералов, патриотов, это вопрос тех, кого волнует будущее страны. Поэтому предлагаем очень простую и очень короткую программу. Первым и основным требованием мы считаем проведение в стране свободных и честных выборов на всех уровнях. Дело в том, что как бы это ни звучало идеалистично, как бы ни звучало наивно, может, кому-то покажется, выборы все равно являются меньшим из зол, все равно выборы заставляют власть, так или иначе, реагировать на интересы своего населения. Чиновник избираемый все равно вынужден спрашивать так или иначе, пусть даже в усеченной форме, одобрения у большого количества людей. В то время как чиновник назначаемый знает, что ему нужно, всего навсего, принести чемодан с деньгами в соответствующий кабинет.

Выборы, на самом деле, не могут быть на одном или другом уровне, вертикаль, так называемая, власти должна избираться. И, соответственно, привести к отмене цензуры и к тому, чтобы все политические силы имели доступ к средствам массовой информации. Есть еще существенный момент, без которого никакое движение вперед, никакая реформа будут невозможны. Мы считаем категорически необходимым ликвидацию пресловутой вертикали власти, полное перераспределение власти, полномочий финансовых и иных между центром и регионами. Сегодня сложилась совершенно невероятная ситуация. Она вряд ли имеет аналог в государствах, которые считают себя цивилизованными. Когда столица России – Москва является одним из самых дорогих городов мира, город, в который стекаются деньги со всех сторон нашей необъятной страны, а большинство регионов испытывает дикий финансовый голод. Очевидно, что система, при которой централизованное руководство высасывает деньги их сел, городов, регионов в Москву, а потом в виде дотаций возвращает их обратно, причем эти дотации связаны не с экономической целесообразностью, а с политическими пристрастиями, политическими предпочтениями власти, открывает дорогу для самой беззастенчивой, безоглядной коррупции. Деньги должны оставаться там, где они производятся, должны оставаться там, где они тратятся на благо людей. И это не просто регион, не просто отношения центра и губернатора, это деньги, которые должны оставаться в городах, в районных управах, в сельсоветах. То есть там, где эти деньги должны работать и приносить пользу тем людям, которые живут в этих местах. Это требование, которое является краеугольным, ключевым и которое не вызывает реально сегодня никаких возражений ни у одной силы, считающей себя оппозиционной.

Соответственно, появляется еще одно требование – политическое для подкрепления этой идеи – изменить соотношение между сил между центром и регионами. В стране должны быть ликвидированы все выборы по партийным спискам, сегодняшние Российские партии – это фикция. Они существуют только в пределах Садового кольца реально, они выстраивались сверху вниз, и реальный политический вес этих партий определяется способностью вести разговоры с Кремлем. И, соответственно, получать доступ к первой или второй кнопке российского телевидения. Практически во всех региона России роль партий сведена к минимуму. Их участие в повседневной жизни людей обычно сводится к простой проформе и не оказывает никакого влияния на те социальные проблемы, которые по-настоящему волнуют россиян. Выборы должны быть только одномандатными, интересы людей может представлять депутат, избранный ими. И такой парламент, в котором будут находиться только одномандатные депутаты, представляющие свои регионы. Только такой парламент может поставить под контроль сегодняшний беспредел власти исполнительной. У этого парламента должны быть исключительные полномочия контроля за исполнительной властью, этот парламент должен иметь возможность вмешиваться во все вопросы формирования правительства, не должно быть каких-то закрытых зон, или как у нас сейчас получается со спецслужбами, Министерством обороны, с Министерством иностранных дел. Такой парламент должен прекратить финансовый беспредел, который сегодня царит в Российской власти всех уровней. Нам надо отказаться от этого позорного политического термина – внебюджетный фонд. Мы все понимаем, что внебюджетные фонды – это узаконенная форма воровства. Потому что внебюджетный фонд – это деньги, которые выводятся из-под нашего контроля, для того, чтобы тратить их на какие-то программы по усмотрению начальника, который делает это уже вне зоны общественного внимания, вне нашего контроля.

И последний принципиальный вопрос, который тоже не вызывает никаких разногласий у оппозиции, настоящей оппозиции – от активистов СПС до активистов КПРФ. У тех, кто по настоящему находится в оппозиции к власти, а не прикидывается только. Стыдно для страны, считающей себя цивилизованной, регулярно сокращать расходы на социальные нужды. То, что сегодня российский бюджет тратит на социальную инфраструктуру, на то, что в мире называется цивилизованным вложением в человеческий капитал, говорит о том, что власти абсолютно наплевать на то, как будет складываться наша жизнь в будущем. Сокращение этих расходов приводит к тому, что в стране исчезает стратегическая перспектива. Меня, например, очень волнует проблема образования, как человека, чья прошлая специальность была напрямую связана с интеллектом. Интеллектом гордилась и Российская империя, интеллектом гордился и Советский Союз. Сегодня власть показывает, что ей безразлично, каким будет интеллектуальный уровень будущего России. Нас потчуют мифом, что увеличение социальных расходов непосильным бременем ляжет на бюджет, и либеральная экономика не может это выдержать. Надо сразу сказать, что расходы процентные российского бюджета уже в 2005 году это было меньше 15%, сейчас процентные расходы еще уменьшатся. Они в разы меньше, я не хочу говорить в реальных цифрах, чтобы нам не слишком сильно расстраиваться, они в разы меньше, чем аналогичные расходы бюджета американского. Притом, что американская экономика гораздо либеральнее российской, с этим никто спорить не будет. Так вот сегодня цивилизованные страны все идут по пути увеличения таких расходов. При этом очень важно, что значительная часть социальных расходов перекладывается на местные бюджеты, которые, в отличие от российских, в Западной Европе и США совсем не бедствуют и не испытывают финансового голода. Можно по-разному тратить те доходы, сферхдоходы нашего бюджета. И странно, когда министр финансов Кудрин говорит о том, что, выплачивая долги раньше времени, мы экономим те проценты, которые должны будем заплатить, то сточки зрения простой математики он прав. Возникает сразу вопрос, если у вас есть долги двум кредиторам, у вас появились лишние деньги, и вы хотите заплатить их раньше, чтобы не платить проценты, кому вы будете платить – где проценты выше или ниже? Ну, вопрос, на самом деле, риторический, только наше правительство платит тому кредитору, Парижскому клубу, где проценты по долгам ниже. А не Лондонскому клубу, где частный кредит, и проценты по долгам выше. И довольно легко понять, почему это происходит, потому что обслуживание долгов Лондонского клуба – это сфера интересов тех правящих групп, которые находятся вне зоны компетенции нашего правительства.

Но даже если мы оставим в стороне этот факт грубейшего злоупотребления властью и фактической растраты государственных средств, можно еще задать вопрос, а не принесут ли вложения в ту же социальную инфраструктуру, в то же образование гораздо больше отдачи? Можно сэкономить несколько миллиардов долларов за пять лет, но те же деньги, вложенные в образование, те же деньги вложенные в высокие технологии, вложенные в выстраивание инфраструктуры в стране, могут принести совсем другую отдачу. В конце концов, правительство должно состоять не из бухгалтеров, которые на калькуляторе считают, сколько можно сэкономить, а из людей, которые должны думать о том, как вложение средств грамотное принесет пользу всей стране.

Увы, мы действительно находимся в ситуации, когда наше будущее находится в руках тех людей, которых оно не волнует. Они думают только о сегодняшнем дне, они являются по своей психологии временщиками. И сегодня опасность заключается в том, что они пытаются использовать эту внешнюю благоприятную конъюнктуру, чтобы узаконить свою власть, найти способ оставаться у власти столько, сколько им заблагорассудится. Мы считаем, что это и есть главная опасность, что в течение следующих нескольких месяцев будет развернута беспрецедентная пропагандистская компания с целью тем или иным способом, не мытьем, так катаньем, протащить идею о сохранении президента Путина у власти на неопределенный срок. Нас потчуют разными идеями о преемниках, о каких-то изменениях в Конституции. Я не знаю, какую форму в итоге выберут кремлевские стратеги. Каждый день, ежечасно, большое количество людей, обладающих интеллектом, сидя в Кремле, за наш с вами счет, сейчас решают эту проблему. Факт остается фактом, если будет отменен последний элемент свободных выборов России, а все идет к этому, то это будет означать, что вся вертикаль власти будет несменяемой. И она будет правит так, как правила в Советском Союзе. Кстати заметим, что сегодняшняя структура Российской власти до боли напоминает тот способ управления, который использовался в СССР. Тогда был ЦК КПСС, который все контролировала и ни за что не отвечал. Сегодня это президентская администрация. Она все контролирует и ни за что не отвечает. Тогда был Совет Министров. Но все понимали, что Совет Министров – это был технический орган, который выполнял решения ЦК КПСС и должен был нести ответственность, если нереальные планы, которые спускались партийным руководством, не выполнялись. Сегодня наше правительство выполняет ту же самую роль мальчика для битья. Понятно, что если что-то не то, то в этом будет виновато правительство. Оно существует как громоотвод. Важно, что две эти системы сейчас дублируют друг друга и расползаются до каких-то невероятных размеров. В сегодняшней России в 2 раза меньше населения, чем в СССР и в 2 раза больше чиновников. Верховный Совет был декоративным органом, мы это помним, и мог только штамповать решения, которые выдавались ему со Старой площади. Сегодняшняя Государственная Дума не слишком отличается по своей содержательной стороне от Верховного Совета. Там, конечно, есть несколько независимых депутатов, но «Единая Россия» штампует решения, не особенно заботясь о том, как их реализация отразится на жизни людей. Для прохождения в первом чтении закона о жилищно-коммунальном хозяйстве фракции «Единая Россия» потребовалось 12 минут. Зачем тратить время? При том, что последствия этого закона для жизни десятков миллионов россиян могут оказаться самыми катастрофическими. Ну, и очень важно, что вся эта структура: ЦК КПСС, Совмин, Верховный Совет, сегодняшняя президентская администрация, правительство, Государственная Дума, они, как 25 лет назад, так и сегодня спаяны железным обручем КГБ.

Это то, что могут предложить нам сегодняшние власть имущие, ничего другого они придумать не могут, потому что это тот мир, в котором они выросли. Но такая система нефункциональна, она не с состоянии обеспечить развитие нашей страны, обеспечить наше будущее. Поэтому мы считаем принципиально важным сегодня посмотреть за горизонт и понять, что те экономические проблемы, с которыми мы все сталкиваемся, и которые примерно одинаковые везде, являются следствием порочной политической системы. Что момент, когда цены на нефть пойдут вниз, а он рано или поздно, скорее рано, случится, мы все можем столкнуться с новой катастрофой, которая может оказаться похлеще той, которая развалила нашу страну в 1991 году. Поэтому сегодня нужно понимать, что от нас зависит очень многое. Нам нужно объединяться, это то, к чему призывает «Объединенный гражданский фронт», и продемонстрировать власти, что есть предел ее действиям, ее стремлению контролировать всю нашу жизнь.

СПРАВКА: Каспаров Гарри Кимович родился 13 апреля 1963 года в городе Баку. Отец - Ким Моисеевич Вайнштейн - работал инженером-энергетиком. Мать - Клара Шагеновна Каспарова - по профессии инженер, специалист по автоматике и телемеханике. В 1984 году Каспаров вступил в КПСС, избирался членом ЦК ВЛКСМ. В 1990 вышел из КПСС. Принял активное участие в создании Демократической партии России (ДПР) в мае 1990. В июне 1993 года принял участие в создании предвыборного блока «Выбор России». В 1996 году принял участие в предвыборной кампании Бориса Ельцина.
В марте 2005 года Каспаров выиграл очередной супертурнир в Линаресе (Испания) и объявил о прекращении своей шахматной карьеры. Сегодня Гарри Каспаров является председателем «Комитета-2008: свободный выбор», сопредседателем Всероссийского гражданского конгресса «Россия за демократию, против диктатуры», а также лидером недавно созданного им движения «Объединенный гражданский фронт»


ИА «Байкал Медиа Консалтинг», 11.10.2005

Комментарии (8)

  • 11 октября 2005, 15:59

    Неравнодушный   Ответить

     

    Поддерживаю по всем пунктам.

  • 11 октября 2005, 16:31

    У. Черчиль   Ответить

     

    Демократия - это самая худшая форма правления, если не брать в расчет другие формы правления и политического устроя общества.

  • 11 октября 2005, 19:01

    Сталкер   Ответить

     

    Каспаров - 13 чемпион мира. Так и напрашиваются аналогии с загадочным голливудским фильмом: "13 воин", главный герой которого был неожиданно для него вовлечен в чудовищную бойню и сыграл в ней неожиданно ключевую роль. Бойтесь 13-го война!

  • 12 октября 2005, 23:07

    Потапов, Президент   Ответить

     

    Все верно, да только вот...

  • 13 октября 2005, 03:17

    Демократ   Ответить

     

    Кстати, сайт Каспарова и Объединенного Гражданского Фронта (ОГФ): www.kasparov.ru/.
    Заходите - интересно, хотя иногда и чересчур жестко!

  • 14 октября 2005, 00:18

    дедушка ЛВП   Ответить

     

    да беспесды умен, да только маложилен, не жжет, и не будет услышан пока не предпримет выходящую за рамки обыденного акцию. а так, валяйте в бабруйск, меня ничего не ипет

  • 19 октября 2005, 18:23

    Юлька-пулька   Ответить

     

    Тоже, как и неравнодушный, поддерживаю Гарри по всем пунктам, да только вот это выступление не полное, не без купюр. Неужели и на БМК тоже вездесущая

  • 20 октября 2005, 05:04

    White   Ответить

     

    Цензура она и в аФРИКЕ цензура, и на БМК цензура, везде цензура, пиччально фсё. И как фсекда фыресали фсё-фсё самое интересное. На самом интересном месте. И ничо не понятно, что он там говорил про Калинина, при чем тут Калинин? Или это вообще глюГ?

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^