$ 63.3
67.21
јвторизаци€
¬ойти Ќапомнить пароль

Ћогин

ѕароль

"Ѕаргузин ‘ћ"
"Ёхо ћосквы" "–усское радио"


16 окт€бр€ 2014, 16:41

Џ: "»нфраструктурна€ конкуренци€"

≈сли в зарубежной практике рынку транспортной инфраструктуры присуща однородность: проекты в основном достаютс€ крупнейшему игроку, то российска€ сфера железнодорожного строительства отличаетс€ конкурентной средой. «а реализацию таких масштабных проектов, как реконструкци€ “ранссиба и Ѕјћа, соревнуютс€ лидеры сегмента, среди которых "–∆ƒстрой", “рансюжстрой, √руппа компаний 1520, "јфина ѕаллада" и другие компании.

јктуальные проблемы

ѕо данным »нститута проблем естественных монополий (»ѕ≈ћ), средн€€ плотность железных дорог в –оссии составл€ет 5 км на 1 тыс. кв. км, в европейской части –‘ показатель выше — 22 км на 1 тыс. кв. км. –оссийский уровень насыщенности ж/д инфраструктуры эксперты называют относительно невысоким Ч например, в ≈вропе на 1 тыс. км приходитс€ от 50 до 100 км железных дорог.

- —толь низка€ плотность св€зана с огромной территорией страны, а не с уровнем развити€ железных дорог, и поэтому это не €вл€етс€ проблемой,Ч говорит ѕавел “ерешко, ведущий эксперт-аналитик департамента исследований железнодорожного транспорта »ѕ≈ћа.

“ак, в  итае, чь€ ж/д система считаетс€ одной из самых развитых в мире, на 1 тыс. кв. км приходитс€ не больше 8 км железнодорожных путей.

ќднако по мере развити€ регионов существующей инфраструктуры не хватает.

- »з-за отсутстви€ или нехватки железных дорог транспортное сообщение со многими территори€ми ограничено или €вл€етс€ сезонным, что преп€тствует их социально-экономическому развитию,Ч убежден эксперт.

“ак, собственники не разрабатывают более 20 открытых месторождений полезных ископаемых: основна€ масса расположена в восточной части –‘. ѕомочь исправить ситуацию должна реализаци€ проекта по развитию ¬осточного полигона Ч модернизаци€ железнодорожной инфраструктуры и реконструкци€ Ѕайкало-јмурской и “ранссибирской магистралей (Ѕјћ и “ранссиб).

- –азвитие сети железных дорог и строительство новых участков происходит практически непрерывно,Ч подчеркивает господин “ерешко. ѕомимо ¬осточного полигона речь идет о строительстве ¬—ћ (высокоскоростной железнодорожной магистрали) ћосква- азань и возведении  ерченского моста.

 роме того, больша€ часть существующей инфраструктуры нуждаетс€ в капитальной реконструкции. ѕо данным »ѕ≈ћа, износ основных фондов составл€ет около 60%. ѕо словам ѕавла “ерешко, посто€нный рост объемов грузовых перевозок приводит к тому, что в ж/д сети образуютс€ узкие места.

- ѕрот€женность таких мест в насто€щее врем€ составл€ет уже около 8 тыс. км,Ч подсчитал эксперт.

√осфинансирование

ћасштабные задачи требуют внушительных инвестиций. “ак, согласно √енеральной схеме развити€ сети железных дорог ќјќ –∆ƒ на период до 2020 года, утвержденной на Ќаучно-техническом совете компании 1 апрел€ 2013 года, в ближайшие шесть лет планируетс€ построить пор€дка 5 тыс. км главных путей и провести электрификацию около 1,4 тыс. км путей. —уммарна€ потребность в инвестици€х в развитие, обновление инфраструктуры, а также парка т€гового подвижного состава, согласно √енсхеме, составит от 7 трлн до 11,6 трлн руб.

ќднако активному развитию российской транспортной системы мешает недостаток средств.

- ќсновна€ проблема на пути развити€ железнодорожной инфраструктуры Ч недофинансирование железнодорожного транспорта,Ч убежден ѕавел “ерешко.Ч Ёто снижает темпы развити€ и преп€тствует массовому применению новых технологий.

¬ то же врем€ постепенно ситуаци€ мен€етс€ в лучшую сторону: дол€ госсредств в реализации крупных инфраструктурных проектов растет, государство находит все новые источники финансировани€.

“ак, модернизаци€ Ѕјћа и “ранссиба в общей сложности обойдетс€ в 562 млрд руб. »з них около 300 млрд руб.Ч это инвестпрограммы –∆ƒ, еще 150 млрд руб.Ч средства из ‘онда национального благососто€ни€ (‘ЌЅ), 110 млрд руб. будет выделено из федерального бюджета. ƒл€ того чтобы ресурсы ‘ЌЅ можно было вкладывать в инфраструктурные проекты, премьер-министр –‘ ƒмитрий ћедведев подписал постановление, разрешающее расходовать средства ‘ЌЅ на эти цели, включа€ реконструкцию Ѕјћа и “ранссиба.

 онкурентна€ среда

≈сли в большинстве стран в строительстве железнодорожной инфраструктуры сложилась ситуаци€, близка€ к монополии, когда проекты реализует крупнейший участник рынка Ч он же основной железнодорожный оператор, то в –оссии у дочерней структуры госкомпании –∆ƒ ("–оссийские железные дороги") "–∆ƒстрой" конкурентов хватает. “ак, во ‘ранции ж/д магистрали возводит компани€ "‘ранцузские железные дороги" (SNCF), в √ермании Ч Deutsche Bahn, в ёжной  орее Ч Hyundai Construction, в  итае Ч CNCR и CSNN.

- —троительством железнодорожной инфраструктуры в –оссии в насто€щее врем€ занимаетс€ не только "–∆ƒстрой", но и р€д других компаний, уровень конкуренции в данной сфере достаточно высок,Ч отмечают в »ѕ≈ће.

—реди основных игроков рынка Ч "–∆ƒстрой", "“рансюжстрой", "јфина ѕаллада", √руппа компаний 1520. "“ак, тендер на реконструкцию Ѕјћа и “ранссиба выиграл консорциум сразу из п€ти строительных организаций",Ч говорит господин “ерешко.  онсорциум выиграл тендер на 113 млрд руб. по расширению железнодорожных путей к порту ¬анино. ≈ще один госконтракт на 28,9 млрд руб. в рамках реконструкции ¬осточного полигона получила компани€ "—трой-трест", вход€ща€ в "”— -ћост".

¬ рамках реализации программы "–азвитие инфраструктуры железнодорожного транспорта ¬осточного полигона", в состав которой вход€т модернизаци€ “ранссиба и Ѕјћа, предстоит провести проектно-изыскательские работы по 982 объектам. ѕор€дка 800 будет выполнено силами "–осжелдорпроекта" Ч лидера на рынке проектно-изыскательских работ дл€ железнодорожного транспорта –оссии.

 лючевые проекты

–еконструкци€ “ранссибирской и Ѕайкало-јмурской магистралей вызвана необходимостью увеличить их пропускную способность. Ќа сегодн€шний день она составл€ет около 100 млн тонн в год дл€ “ранссиба и около 10 млн тонн Ч дл€ Ѕјћа. ѕосле модернизации общий показатель двух магистралей вырастет до 185 млн тонн. ”величение мощностей необходимо из-за растущего грузопотока региона, напоминают в –∆ƒ. ѕо данным компании, если в 1970 году грузооборот ¬осточного полигона составл€л 288 млрд ткм, то в 2013 году рост составил 87% Ч до 535 млрд ткм. »з общего объема 48% приходитс€ на уголь, 19% Ч на нефтегрузы, по 5% на руду, лес и черные металлы.

- –еализаци€ проекта даст возможность освоени€ дополнительного ежегодного грузопотока в объеме пор€дка 66 млн к 2020 году в интересах следующих грузоотправителей: “Ёѕ , —”Ё , √ћ  "Ќорникель", ”  " олмар", Ѕ√ , "≈враз", √ћ  "“имир", "ћечел" и других,Ч отмечают в –∆ƒ.

»менно поэтому развитие инфраструктуры Ѕайкало-јмурской и “ранссибирской магистралей €вл€етс€ одним из приоритетных направлений дл€ ќјќ –∆ƒ, подчеркнули в компании.

- Ќар€ду с “ранссибирской магистралью Ѕјћ служит вторым сквозным выходом –оссии к “ихому океану.  роме того, Ѕјћ Ч составна€ часть комплексного проекта по освоению значительных природных богатств ¬осточной —ибири и ƒальнего ¬остока, и, наконец, магистраль имеет военно-стратегическое значение как рокадна€ железна€ дорога,Ч отметили в –∆ƒ.

ћодернизаци€ одной из самых прот€женных железнодорожных линий в мире (Ѕјћ проходит по территории »ркутской, јмурской областей, Ѕур€тии и якутии) включает в себ€ строительство и реконструкцию 92 станций, 47 разъездов, более 460 км вторых путей, около 680 км автоблокировки, пор€дка 19 т€говых подстанций и более 350 км контактной сети.  ак по€сн€ют в –∆ƒ, планируетс€ усилить устройства электроснабжени€, реконструировать сортировочные, пограничные, предпортовые и припортовые станции.

ѕо мнению экспертов, строительство Ѕјћа стимулирует экономическое развитие региона: по подсчетам специалистов, только реализаци€ проекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры обеспечит заказ дл€ отечественной промышленности в объеме пор€дка 200 млрд руб. и даст возможность создать до 40 тыс. дополнительных рабочих мест на стадии строительства.

–аботы в рамках реконструкции Ѕайкало-јмурской и “ранссибирской железнодорожных магистралей уже идут. “ак, за первое полугодие текущего года подготовлено 450,2 тыс. кв. м земл€ного полотна, проведена укладка верхнего строени€ пути (46 км), 23 стрелочных комплектов. Ќа участке, где возводитс€ новый Ѕайкальский тоннель ¬осточно-—ибирской железной дороги, построены временные здани€ и автодороги. ƒо конца года планируетс€ построить четыре разъезда на перегонах Ўиверы--јку и “аку-- уанда участка Ћена--’ани ¬осточно-—ибирской железной дороги и на перегонах ”чугей--ƒесс и ћирошниченко--ћолдавский ƒальневосточной железной дороги, а также возвести станцию –€зановка ƒальневосточной железной дороги. ¬сего будет введено в эксплуатацию пор€дка 16 км станционных путей (сумма основных фондов составит 2,28 млрд руб.).

»нновации

ƒл€ современного строительства необходимы современные методы. —реди зарубежных ноу-хау, осваиваемых в российском строительстве,Ч технологи€ пути пониженной вибрации LVT.

- —истема LVT состоит из бетонного блока, эластичной прокладки и резинового чехла, которые замоноличены в реармированный бетон,Ч по€снил начальник дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и троительству объектов железнодорожного транспорта "ƒ –—-—очи" ≈вгений —олнцев.Ч Ёластична€ прокладка под блоком обеспечивает распределение нагрузки аналогично балласту и понижает уровень низкочастотных вибраций. ѕодрельсова€ подкладка, в свою очередь, понижает уровень высокочастотных вибраций.

¬первые LVT применил "–∆ƒстрой" в 2013 году при строительстве ¬—ѕ (верхнее строение пути) в тоннел€х во врем€ работ на —еверо- авказской железной дороге: габарит тоннел€ увеличилс€ настолько, что он смог пропускать двухэтажные вагоны. ”стройство ¬—ѕ на основе блоков LVT также использовалось при возведении новой линии ћосковского метрополитена "ёго-«ападна€"--"“ропарево". ¬ дальнейшем технологию LVT будут примен€ть при строительстве тоннелей дл€ ¬—ћ (высокоскоростных железнодорожных магистралей).

Ќаиболее €ркие примеры применени€ инноваций в российском инфраструктурном строительстве были реализованы во врем€ олимпийской стройки: масштабные проекты получили внимание профессионального сообщества на международном уровне.

- –усские строители уже завоевали золотую олимпийскую медаль в дисциплине "тоннелестроение",Ч за€вил тогда председатель правлени€ компании Herrenknecht (лидера по производству тоннельного оборудовани€) ћартин ’ерренкнехт.

–ечь идет прежде всего о самом прот€женном и сложном в инженерно-геологическом плане комплексе тоннелей N3 совмещенной дороги. ќн включает в себ€ автодорожный тоннель (длина 3,2 тыс. м и диаметр 13 м), железнодорожный тоннель (длина 4,47 тыс. м и диаметр 10 м) плюс два сервисно-эвакуационных тоннел€ общей длиной 6 км. √лавным вопросом во врем€ проектировани€ стала стабилизаци€ оползневого склона. ƒл€ минимизации рисков была создана международна€ рабоча€ группа при участии сотрудников швейцарской Amberg Engineering Ltd. ¬месте с ними российские специалисты создали специальную технологию дл€ прохождени€ карстовых зон (часть горного массива, породы в котором подвержены вли€нию воды).

ƒостижени€ "олимпийской команды" были оценены на международной конференции по тоннелестроению в 2011 году.

- ”частники конференции ознакомились с ходом строительства тоннелей и сделали вывод, что на сегодн€ технические и проектные решени€ строительства тоннелей совмещенной дороги не имеют аналогов в мировой практике тоннелестроени€,Ч подчеркнул ≈вгений —олнцев.Ч —пециалисты отметили необходимость использовани€ российского опыта внедрени€ инноваций в мировом тоннелестроении.

Ќапомним, проект строительства тоннелей на совмещенной дороге стал лучшим проектом года на конкурсе ¬семирной тоннельной ассоциации в 2011 году.

≈сли строительство тоннелей могли оценить в основном специалисты, то олимпийские вокзалы привлекли внимание широкой аудитории. ѕри создании уникальных проектов, аналогов которых нет в –оссии, были использованы новейшие энергосберегающие технологии. “ак, "ќлимпийский парк" стал единственным в –‘ вокзалом, получившим сертификат по международным экостандартам BREEAM Bespoke. Ќа кровле "ќлимпийского парка" и вокзала јдлера были установлены гелиоколлекторы, нагревающие до 70% гор€чей воды. ќсвещение станции и платформ обеспечиваетс€ солнечными модул€ми, вырабатывающими электричество. Ќаконец, параметры микроклимата в каждом помещении регулируютс€ системой диспетчеризации. —ветопрозрачные конструкции состо€т из стекла с солнцезащитными элементами, которые задерживают до 95% солнечной энергии Ч система предотвращает перегрев помещени€ летом и позвол€ет экономить электроэнергию на кондиционировании воздуха внутри помещени€.

¬сего же на создание новой транспортной инфраструктуры —очи было потрачено свыше 300 млрд руб.Ч значительна€ часть этих средств была инвестирована в комплексный проект, ставший самым масштабным в новейшей истории –‘: совмещенна€ автомобильна€ и железна€ дорога јдлер-- расна€ ѕол€на со строительством второго железнодорожного пути на участке —очи--јдлер--¬еселое. √енеральным проектировщиком этого уникального проекта выступила компани€ "ќјќ "–осжелдорпроект"". Ѕыло построено 46 км автомобильной дороги с шестью разв€зками, 48 км электрифицированной однопутной железной дороги в горном направлении и 32 км дороги в ѕрибрежном кластере, 5 новых станции, а также искусственные сооружени€ (мосты и тоннели) Ч 41 автодорожный мост, 47 железнодорожных мостов и эстакад, 14 тоннелей общей длиной более 27 км.

“ехнологии, опробованные в —очи, будут примен€тьс€ в реализации других масштабных проектов Ч реконструкции Ѕјћа, “ранссиба, строительстве ¬—ћ ћосква-- азань и  ерченского моста. ќсобенно активно инновации будут примен€тьс€ в пока еще новом дл€ российской инфраструктуры формате Ч высокоскоростных железнодорожных магистралей, говор€т эксперты.

ѕолный текст:† оммерсантъ



 омментарии (0)

»м€

 омментарий

CAPTCHA
¬ведите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Ѕайкал ћедиа  онсалтинг»

Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€

 Ќаверх 

ѕерепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.

^