$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


29 марта 2014, 12:46

Молодёжь Бурятии: "Спасите наши уши-2"

До сих пор гадают, кто является автором высказывания о том, что «в России суровость законов умеряется их неисполнением». Но кто бы это ни был, Вяземский, Карамзин или Жванецкий, согласитесь, оно удивительно точно отражает суть наших взаимоотношений с теми или иными законодательными актами.

Шок – это по-нашему
Наверное, нет в нашей стране людей, которые хотя бы раз не матюгнулись после того, как резко подскочивший звук телевизора во время рекламной паузы не заставал их врасплох. Но нервная реакция взрослых – это лишь самая малая плата за «шалости» рекламодателей, производителей рекламных роликом и телеканалов, идущих на поводу у первых.

От частых перепадов в уровне звукового сигнала телевизионных приемников страдают, например, маленькие дети, которые чутко реагируют (особенно в ночное время) на любые шумы. Да и сама перспектива бесконечно хвататься за телевизионные пульты, чтобы уменьшить уровень звука, не слишком вдохновляет.

Между тем, вот уже несколько лет в федеральном законе «О рекламе» (статья15, часть 12) прописана норма о том, что при трансляции рекламы уровень ее звука не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы. Ее принятию предшествовала долгая общественная дискуссия и вал жалоб в различные инстанции о чинимом то ли рекламодателями, то ли телевизионщиками произволе.

Но радость наших сограждан оказалась преждевременной – после некоторого (весьма непродолжительного) периода относительного соблюдения этого требования все вернулось, увы, на круги своя…
Более того, в последнее время складывается такое ощущение, что производители рекламных роликов и телевизионщики, словно почувствовав свою безнаказанность, пустились во все тяжкие.

Конечно, не имея под рукой специального измерительного оборудования, трудно объективно оценить, насколько грубо нарушаются требования закона. Но на слух перепады в уровне громкости обычных телепрограмм и рекламы стали еще большими. И этим грешат, за небольшим исключением, практически все телевизионные каналы. 

Из моего недельного опыта наблюдений могу засвидетельствовать, что среди федеральных каналов более или менее в рамках «приличия» держится канал «Культура», а канал СТС, если и задирает уровень звука во время показа рекламных роликов, то также в пределах терпимого. То же самое относится к образовательным, научно-популярным и, что удивительно, спортивным и музыкальным программам. Наконец, в силу, видимо, собственных принятых ограничений, не раздражают повышением уровня звука во время рекламных пауз большинство зарубежных каналов (англоязычных, немецких и других).

А вот отечественные (и особенно коммерческие) каналы словно соревнуются с друг другом в том, насколько дерзко они нарушат названную выше норму закона. «Рекордсменами» среди местных ТВ-компаний в период с 3 по 9 марта стали «Тивиком» и особенно «Ариг Ус». И речь идет не о федеральной рекламе, крутящейся, например, на ретранслируемом «Ариг Усом» канале ТНТ, а о местной рекламной продукции.


Информация к размышлению. 
В соответствии с ч.1 ст.33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе:
- предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
- возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планирует в 2014 году внедрить электронную систему отслеживания нарушений законодательства о рекламе на телевидении. По словам руководителя ведомства Игоря Артемьева, с помощью электроники легко зафиксировать увеличение количества рекламы относительно времени, установленного законодательством, отслеживать изменение громкости звука во время демонстрации рекламы. Есть также возможность по кодовым словам отслеживать нарушения, связанные с рекламой алкоголя, табака, лекарственных средств, не подлежащих рекламе на телевидении.

Внедрение такой системы позволило бы проводить массовый мониторинг всех основных телевизионных каналов, поскольку люди не в состоянии все это обеспечить. По итогам мониторинга ФАС будет получать распечатки о нарушениях и соответственно назначать административные штрафы и прочие взыскания.

- Электронная система мониторинга стоит не дорого, из текущих затрат есть смысл это профинансировать, чтобы наша эффективность повысилась, -заверил глава ФАС. Также, по мнению Артемьева, контроль за рекламой можно частично передать на аутсорсинг муниципалитетам, например, в отношении наружной рекламы и местного телевидения.

Но интересно, почему антимонопольщики с таким опозданием решили обратить внимание на эту проблему?

Хотели как лучше…
Ответ на вопрос, почему закону не удается прекратить произвол рекламных пауз на ТВ и почему создатели рекламных роликов и телекомпании не боятся ответственности на нарушение закона, достаточно прост. Дело в том, что технический регламент в части соотношения громкости звука рекламы и программ на ТВ нормативно остается незакрепленным. Та же ФАС еще в прошлом году  направила письма 15 федеральным телеканалам о необходимости принятия мер по выравниванию уровня громкости. Но пока нет ответственности за такое нарушение, требование от каналов конкретных действий неэффективно, а с точки зрения формального права, по мнению многих юристов, и вовсе бесперспективно.

Параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента. Но этот подзаконный акт, регламентирующий соотношение громкости звука рекламы и транслируемой телепрограммы, до сегодняшнего дня так и остается неразработанным.

Не удивительно, что в отсутствие технического регламента телеканалы сами определяют этот уровень. Поэтому даже применение каких-либо принудительных мер со стороны антимонопольной службы в отношении рекламораспространителей будет затруднено, поскольку реализация положений закона о звуке рекламы парализована несогласованными действиями органов исполнительной власти.

Вдобавок ко всему ни рекламодатель, ни ее распространитель, ни ее производитель не несут сегодня финансовых потерь за нарушение условий трансляции рекламы, предусмотренных законом. А штрафы, предусмотренные административным кодексом,  руководство каналов не особо пугают.

Правда, несколько лет назад был создан прецедент, когда состоялся открытый судебный процесс против повышения уровня звука во время рекламных пауз. Некоторое время после этого телеканалы не рисковали задирать уровень сигнала во время рекламы. Но постепенно они снова осмелели и, видя безнаказанность, снова взялись за старое.


Цифры и факты. В большинстве западных стран телевизионные каналы во время трансляции передают специальные признаки - "маркеры" - рекламы в своих программах. Делать это их обязывает европейский стандарт ETS 300 231, в соответствии с которым информация о типе программы, в том числе и о рекламе, должна передаваться в данных телетекста либо в специально выделенной строке телевизионного сигнала. " 


По глубокому убеждению производителей рекламных роликов, реклама на телевидении является едва ли не самым эффективным способом привлечения потенциального покупателя, так как информация воспринимается и за счет звука, и визуально. А когда происходит резкое увеличение уровня звука рекламы в среднем на 20% (до 55 децибелов) по сравнению с прерываемой ею телепрограммой, радиопрограммой или радиопередачей, это, по их мнению, способствует привлечению внимания телезрителей или слушателей, а, значит, обеспечивает более высокую эффективность рекламы.

То, что они при этом нарушают закон, их волнует как-то мало. Как и мнение психологов, физиологов и прочей научной общественности о том, что подобная аудиоагрессивная реклама во многих случаях просто отталкивает людей от рекламируемых вещей.

Черт бы  с ними, рекламодателями. Но точно так же умышленно поднимают громкость (точнее: увеличивают коэффициент модуляции Кмод звукового сигнала) во время рекламных блоков сами телевизионщики. А заявления телебоссов о том, у них нет технической возможности завышать звук во время рекламы, и вовсе выглядят смешными.

Не выдерживают никакой критики и еще одно объяснение телевизионщиков о том, что вся используемая ими рекламная продукция изначально имеет повышенный уровень громкости. Ведь реклама собственных передач готовится самими телеканалами, и по уровню звука она явно не тише сторонней. Хотя сами передачи, начинающиеся зачастую сразу после рекламного блока, звучат с нормальной громкостью. 

Три пути решения вопроса
Дело  сегодня за Минпромторгом РФ, который должен принять технический регламент в отношении предельного уровня звука. Без такого регламента соответствующая норма, уже имеющаяся в Законе «О рекламе», увы, не работает. 

Проблему громкой рекламы можно решить так: либо установить единый стандарт уровня звука, либо отразить в законе, что звук рекламы должен быть записан в той же компрессии, что и звук телепрограммы, либо привлекать к ответственности в связи с нарушением ч.12 ст.15 Федерального закона «О рекламе» (сегодня штраф за нарушение юридическими лицами законодательства о рекламе по п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ составляет от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей).

… В феврале 2014 года ФАС внес на рассмотрение правительства нормы об ограничении громкости звука рекламы. В в апреле документ поступит на рассмотрении Госдумы. По замыслу его авторов, уже начиная с будущего года организации вещания, допускающие скачки громкости рекламы, будут строго наказываться вплоть до лишения (при определенных обстоятельствах) лицензии на вещание.


Валерий Цыдыпов.

Источник:

Молодёжь Бурятии

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^