β
$ 56.76
63.67
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Эхо Москвы" "Русское радио"


16 апреля 2013, 16:47

Молодёжь Бурятии: "Оптом и без разницы"

Число торговых точек в Улан-Удэ растет в геометрической прогрессии

Бурный рост розничных торговых сетей в значительной степени связан с развертыванием крупных федеральных сетевых компаний, которые пытаются застолбить в столице Бурятии «место под солнцем» даже в ущерб сиюминутной коммерческой выгоде. Ведь торговля - это та сфера, где опоздавший замучается, по образному выражению Владимира Путина, «пыль глотать».

А в ответ – тишина…

В нашей газете мы уже писали о проблемах, связанных с приходом в наш город крупных продовольственных ритейлеров (МБ №7 от 13.02.2013, «Посторонним вход разрешен»). В частности, в материале был поставлен вопрос о том, чем может обернуться торговая экспансия федеральных торговых структур для местных предпринимателей и как региональные и муниципальные власти собираются защищать их интересы перед лицом подобной «внешней угрозы».

Увы, какой бы то ни было реакции не последовало ни стороны республиканского Минпромторга, ни со стороны муниципалитета. Нам так и не удалось получить комментарий чиновников, отвечающих за развитие инфраструктуры торговли в Улан-Удэ в частности и в республике в целом, хотя процесс этот по многим признакам давно уже выглядит малоуправляемым и не отвечающим по большому счету интересам горожан.

Более того: и публично, и в кулуарах не раз доводилось слышать высказывания, в которых сам факт захода «чужаков» истолковывается как однозначно положительное явление. Одна чиновница из республиканского Минпромторга с плохо скрываемым удовлетворением в голосе (по ряду причин пока не будем называть ее фамилии) хвалилась не так давно, что самолично разослала письма по федеральным сетевым компаниям с приглашением к сотрудничеству…

Такая «принципиальная» позиция наибольшего благоприятствования по отношению к сетевикам заслуживала бы уважения, если бы чиновники удосужились объясниться – а в чем, собственно, плюсы такого «сотрудничества»? Но они ведь как воды в рот набрали.

Но ведь есть и другая точка зрения – заход в сравнительно небольшой город крупных сетевых компаний означает не только обострение конкуренции в этой сфере (она практически невозможна в силу различных «весовых категорий» оппонентов), но и общее негативное воздействие на развитие местного бизнеса. В большей степени это относится к торговым предприятиям среднего и малого предпринимательства, но и крупным (в масштабах Бурятии) торговым структурам тоже не поздоровится.

Да и доводы о выигрыше для местных бюджетов в случае закрепления на бурятской земле крупных федеральных игроков сильно преувеличены. Ведь в большинстве случаев налоговые отчисления от сетей в местный бюджет не идут, а остаются по месту регистрации этих компаний.

Реальный эффект для развития местной торговой инфраструктуры мог бы быть получен, если бы со всеми федералами заключались соответствующие инвестиционные соглашения. Такая практика используется во многих городах-миллионниках и гарантирует, что в экономику региона и муниципалитета будут вкладываться соответствующие средства. Насколько нам известно, в Бурятии такая форма сотрудничества почему-то используется лишь от случая к случаю.

Без руля и без витрин

Пока проникновение сетевиков в Улан-Удэ тормозится в связи с существующим дефицитом торговых площадей и достаточно долгой процедурой оформления земельных участков под строительство. Более скромные по своим аппетитам «гости» предпочитают арендовать имеющиеся торговые площади, благо стоимость квадратного метра в торговых центрах Улан-Удэ весьма недорога и колеблется в пределах тысячи - тысячи восьмисот рублей.

Но настоящие «монстры» в лице крупнейших международных сетей за ценой, что называется, не постоят и уже скоро будут готовы вложиться в строительство собственных площадей, при котором стоимость одного квадратного метра исчисляется уже несколькими десятками тысяч рублей.

Но в любом случае условия для конкуренции с местными торговыми организациями у них будут изначально выигрышными – и по ценам, и по требованиям со стороны проверяющих органов на местном уровне. Парадокс, но местные власти действительно по каким-то причинам создают сторонним структурам режим наибольшего благоприятствования.

Контроль со стороны местной администрации за деятельностью супермаркетов должен осуществляться не только в сфере градостроительных норм и благоустройства прилегающей территории, но и для рационального размещения торговых точек с учетом интересов горожан. При предоставлении земельного участка под строительство или размещение объекта необходимо учитывать и градостроительную, и транспортную, и социальную составляющие.

Иными словами, вопросы размещения каждого конкретного торгового объекта нельзя решать в отрыве от всей структуры торговой сети. Они должны рассматриваться комплексно, с учетом различного назначения каждого магазина, его взаимосвязи с другими и роли в общей системе торгового обслуживания.

Равномерное размещение магазинов означает их расположение по всей территории города с учетом плотности населения. На сегодняшний день не городские власти, а потенциальные торговые резиденты диктуют перечень условий, при которых они соизволят зайти в Улан-Удэ. А в результате получается, что сегодня наибольшая концентрация крупных торговых объектов происходит или в непосредственной близости от административного центра города (район Судостроительного завода), или в специально созданной резервации (район Стрелки и проспекта Автомобилистов), а другие густонаселенные микрорайоны остаются вне зоны их покрытия).

Между тем, за рубежом и в российских городах-миллионниках все сети вынесены за границы города и оборудованы хорошими подъездными путями и парковками, а в черте административного центра находятся только маленькие магазинчики.

То ли еще будет?

Выше уже говорилось, что на первых порах те же крупные федеральные ритейлеры будут готовы пойти на некоторые финансовые издержки для того, чтобы в будущем наверстать упущенное и диктовать свои условия (в том числе и ценовые) на местном рынке.

Несмотря на некоторое снижение норм рентабельности, вложения в развивающиеся региональные рынки все еще выгодны и затраты окупаются в течение достаточно кроткого периода времени. А это означает, что в ближайшие год-два мы станем свидетелями захода в столицу республики еще нескольких крупных федеральных сетевых компаний.

Косвенно это подтвердили и городские власти. По данным, приведенным председателем комитета по промышленности, потребительскому рынку и туризму администрации Улан-Удэ Александром Лагаевым, на первое марта 2013 года , на тысячу улан-удэнцев приходится 77 посадочных мест на предприятиях общественного питания и 810 квадратных метров торговых и площадей.

- Такие показатели во многом достигнуты за счёт открытия комплексов «Galaxy», «Capitall Mall», «Пионер», «Вегос-М», - сообщал чиновник на недавнем на итоговом совещании в мэрии.

В свою очередь, пресс-служба Министерства промышленности и торговли Бурятии на днях сообщила, что в 2013 году планируется реализовать инвестиционные проекты на сумму в 1,2 млрд рублей в области торговли, общественного питания и услуг. В эксплуатацию будет введена дополнительная площадь в 28 тысяч квадратных метров. Появится восемь новых торговых центров с общим объемом инвестиций порядка 700 млн рублей. Самые крупные из них будут в Улан-Удэ: торговый центр сети магазинов «Вегос-М» (12 тысяч кв.м.) и вторая очередь ТРЦ «Capital Mall» (10 тысяч кв.м.).

… Укрупнение российских торговых сетей и приход в регионы крупных международных ритейлеров – веяние времени. Бороться с ним и придумывать какие-то искусственные барьеры было бы, наверное, глупо и неправильно.

Но и взвешивать все «за» и «против» при этом – прямая обязанность как региональных, так и муниципальных властей. И при этом не забывать, что сетевая торговля очень часто становится «пылесосом» по откачиванию денег из региона.

Сделать город лучше для жителей и предпринимателей можно только за счет реального сектора экономики и развития крупного бизнеса. Именно он наполняет бюджет налоговыми доходами, создает рабочие места и порождает платежеспособный спрос.

Валерий Цыдыпов, «Молодёжь Бурятии» №16.

Источник:

«Молодежь Бурятии»

© 2004-2017 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^