17 августа 2016 года
Предприниматель и автоэксперт Александр Кононов обсуждает с ведущим программы "Особое мнение" Игорем Озеровым заработки жителей Бурятии в Южной Корее, последние новости и изменения на рынке ОСАГО, идею правительства России заменить вторую в этом году индексацию пенсий разовой выплатой, отказ московских властей впервые за 24 года согласовать традиционные акции, посвящённые победе над ГКЧП в 1991 году, и другие вопросы.
(с сокращениями)
И. Озеров
- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Особое мнение», в студии Игорь Озеров, и я приветствую автоэксперта и предпринимателя Александра Кононова. Саша, добрый день!
А. Кононов
- Здравствуйте всем!
И. Озеров
- За год жители Бурятии заработали в Южной Корее более сорока миллиардов рублей. Они массово устремляются на заработки, прорываются через границу, могут зарабатывать свыше ста тысяч рублей. Сорок миллиардов – это сопоставимо с годовым бюджетом Бурятии. Я вспомнил такие е примеры в отношении Таджикистана, Туркмении, чьи жители ехали в Россию и тоже отправляли сопоставимые с тамошним бюджетом деньги. Что происходит?
А. Кононов
- Я думаю, если это цифры реальные, если люди там действительно так хорошо зарабатывают – это хорошо. Они же деньги сюда привезут, чтобы тратить.
И. Озеров
- Проблема в том, что большей частью это одноразовая поездка с невозможностью въехать ещё раз – на нелегальном положении находятся.
А. Кононов
- Люди ездят не только в Корею, ездят и в Японию, и в другие страны подрабатывать. Всё это оформляется как деловая поездка на три месяца вроде как по делам. А на самом деле они там устраиваются на работу – также как гастарбайтеры живут примерно в таких же условиях, зарабатывают – по соотношению «доллар – рубль» это стало неплохо.
И. Озеров
- Это стало выгодно.
А. Кононов
- Насколько я знаю, в Японию можно заехать два раза по три месяца. Но есть нюанс – один знакомый ездил в Японию, отработал там три месяца, но денег не получил. Пообещали с ним рассчитаться, он вернулся, поскольку оставаться там не может, требовать ничего не может, никаких прав у него нет – он же не заявит: «Я тут на работу приезжал, а меня тут кинули!». Ему пришлось выехать, иначе его потом вообще не пустят. Сейчас он сидит в ожидании обещанных денег.
И. Озеров
- Сколько ждёт?
А. Кононов
- Месяц ждёт. То есть, люди должны отдавать себе отчёт, что они едут нелегалами, нарушают законы – и наши, и принимающей стороны, соответственно, они попадают в криминальную сферу. Да, заработки неплохие и это перекрывает все риски, но может быть и такой вариант, что вы там ничего не получите и ничего никому не сможете предъявить.
И. Озеров
- Ещё о чём это говорит – здесь у нас с работой и заработками всё совсем печально?
А. Кононов: Люди должны отдавать себе отчёт, что они едут нелегалами, нарушают законы – и наши, и принимающей стороны, соответственно, они попадают в криминальную сферу. Да, заработки неплохие и это перекрывает все риски, но может быть и такой вариант, что вы там ничего не получите и ничего никому не сможете предъявить
А. Кононов
- Да, у нас кризис по полной программе. Сегодня я вижу небольшое оживление, но, это, видимо, связано с предвыборным состоянием. Какие-то деньги пытаются дать, чтобы люди немного взбодрились перед выборами и проголосовали как надо. А после выборов, я думаю, будет ещё больший спад.
И. Озеров
- В настоящее время доля криминальных автоюристов составляет 30-40 процентов от всех посредников на рынке ОСАГО. На самом деле их так много?
А. Кононов
- Я думаю, да. На самом деле страховая компания теряет очень много, они это чувствуют и стремятся сократить свои расходы. Они видят, что проблема в несовершенстве законодательства, что в законе об ОСАГО есть дырки, мы об этом уже говорили. Один из основных пробелов - в законе прописано, что страхователь при наступлении страхового случая обязан предоставить документы, подтверждающие ущерб автомобиля.
И. Озеров
- Именно документы?
А. Кононов
- Да, и там нет ни слова о том, что он должен предоставить для осмотра саму машину. Автомобиль он может предоставить в любую независимую оценочную экспертизу, получить оценку, собрать пакет документов и предоставить его страховщикам для выплаты. Этим и пользуются, если вы обращали внимание – на заборах у нас висят баннеры: «Отремонтируем вашу машину, не дожидаясь выплаты ОСАГО».
А. Кононов: У нас кризис по полной программе. Сегодня я вижу небольшое оживление, но, это, видимо, связано с предвыборным состоянием. Какие-то деньги пытаются дать, чтобы люди немного взбодрились перед выборами и проголосовали как надо. А после выборов, я думаю, будет ещё больший спад
И. Озеров
- Это они самые и есть?
А. Кононов
- Да. К вам подходят люди возле ГИБДД и предлагают отремонтировать автомобиль, не дожидаясь выплаты ОСАГО. Аварии бывают редко, и, как правило, люди юридически безграмотны в этом, они даже не знают последовательность своих действий. Этим и пользуются, их вводят в заблуждение, убеждают в том, что выплаты им на ремонт не хватит, страховщики их ограбят, а мы такие добрые, сейчас вам машину сделаем, а вы на нас отпишете уступку прав требования со страховой вашего ущерба. В итоге пострадавший может получить некачественный ремонт, потому что у подобных компаний прямая заинтересованность сделать ремонт подешевле, а со страховых забрать побольше. А дешёвый ремонт – это некачественный ремонт, можно практически поставить знак равенства. Пострадавший получает некачественный ремонт и не может никому предъявить претензии.
И. Озеров
- Ремонт делался «в чёрную».
А. Кононов
- Он выбрал это сам, его никто не принуждал и силой не заставлял. Он будет разбираться с этим СТО, а чем всё это закончится – неизвестно. В итоге вам скажут – машина восстановлена, что вам ещё надо, машина же ездит.
Это тяжёлый предмет для спора, можно его и не выиграть никогда, тем более что там целая армия юристов.
И. Озеров
- А каким образом автоюристы сдёргивают суммы со страховых компаний?
А. Кононов
- Получив уступку прав требования, они делают свою оценку, а делая ремонт на своём СТО, они пишут уже совсем другие бумаги. Они просто отдают отремонтированную машину, а сколько это стоит, пострадавший и не знает, это узнаёт только страховая компания, когда им приносят пакет документов на огромную сумму. А оспорить это очень тяжело, практически невозможно. Машина уже сделана, что и как там делалось - никто не знает. Новые запчасти или нет, оригинальные или нет? Проверить это нельзя, не будете же вы краску от автомобиля отдирать. А иногда машину даже не ремонтируют, говорят – у тебя ремонт примерно на 30 тысяч, вот тебе 30 тысяч, ты пишешь уступку прав требования, а дальше мы сами занимаемся.
И. Озеров
- А они уже отвоюют совсем другую сумму.
А. Кононов
- Да, бумажная схема опять идёт в ход. Это целый бизнес, но справедливости ради надо сказать, что страховщики сами создали этот бизнес тем, что занижали выплаты в своё время, тем, что очень тяжело было доказать ущерб, получить деньги. И теперь эта ситуация вернулась бумерангом.
И. Озеров
- Министерство экономического развития поддержало инициативу минфина ввести приоритет выплаты в ОСАГО в виде ремонта для физических лиц и распространить это правило на юридических лиц. Противники этого предложения говорят, что за автовладельцами должно оставаться право выбора.
А. Кононов
- Это вторая сторона той же самой медали, это борьба страхователей со страховщиками. Да, для страховщиков выгодно, чтобы приоритетом был ремонт и для физических, и для юридических лиц. При такой схеме страховая компания сама практически сама устанавливает сумму ремонт. Она заключает договора с СТО и согласовывает с ней суммы ремонта. Как правило, СТО, получая страховую компанию в качестве партнёра, получает очень много заказов, им это выгодно, и поэтому зачастую СТО делают ремонт дешевле, чем он может быть.
И. Озеров
- За счёт оптовых объёмов.
А. Кононов
- Да, за счёт сниженного нормо-часа, страховая компания как правило его диктует. СТО идут на это, потому что это гарантированная работа.
И. Озеров
- В этом случае обязательно предоставлять машину?
А. Кононов
- Вы едете в отдел разбора ущерба страховой компании, получаете там направление на СТО, в направлении уже отмечено, что вам нужно сделать. СТО делает калькуляцию и отправляет её в страховую компанию, страховая компания говорит - вы много посчитали, пересчитывайте, мы не согласны. В общем они договариваются на какую-то сумму, и работа пошла.
И. Озеров
- Водитель в это время от денег отстранён?
А. Кононов
- Сам страхователь в этом процессе не участвует, он только получил бумаги, отвёз машину в СТО, и всё, и потом получил её готовую. И тут наступает момент истины – если вы не удовлетворены ремонтом – кому предъявлять претензии? Страховщики говорят – идите в СТО, мы этим не занимаемся, а страхователи говорят – нет, пардон, ребята, вы нас туда отправили, вы и отвечаете. Страховщики такой схемы не хотят, для них это сложно.
И. Озеров
- И чем эта ситуация кончится? Осенью её планируют рассматривать в виде поправок к закону об ОСАГО.
А. Кононов
- На сегодняшний день страховые компании продавили свой вариант. Практически Центробанк согласился, что для физлиц приоритетом скорее всего будет ремонт, но при этом они не исключают и денежную выплату. Мне кажется для страхователя оставят право выбора - либо ремонт, либо деньги. Просто для денег будут поставлены какие-то условия. Какие условия – посмотрим. То есть, деньгами будет получить сложнее, чем ремонтом. Вторая вещь – сейчас с ОСАГО обычно навязывают страхование жизни. Тут пошли навстречу простым страхователям, и сегодня действует такой порядок – если вы в течение пяти дней передумаете, вы имеете право прийти в страховую компанию и отказаться от страхования жизни, получив деньги обратно в полном объёме. Но это действует только если не наступил страховой случай. Если вы сегодня застраховались, а завтра попали в ДТП – всё, страховой случай наступил. В ОСАГО уже забито страхование здоровья, зачем вам ещё сверху страхование жизни?
И. Озеров
↓
Добавить комментарий