$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


10 октября 2013, 14:43

Треш в тренде

Почти год назад я писала колонку о состоянии информационно-рекламного контента, с которым наши учреждения искусств, главным образом, театры, выходят к публике. Общий пафос статьи тогда сводился к тому, что дирекциям театров этот самый контент представляется чем-то никчемным и неоправданно затратным. Руководствуясь не логикой менеджерских технологий, а мышлением домохозяек, которые особенные вещи в быту используют для пускания пыли в глаза, а в обыденной жизни могут вместо салфеток поставить на стол туалетную бумагу, дирекции театров вынужденно раскошеливались только на полноценные по объему и художественной значимости рекламные пакеты громких премьер.

Пренебрежение театральной рекламой достигло пика явив не-за-бы-вае-мую афишу балета «Жизель», где вместо Лии Балдановой, впервые выступающей в заглавной партии, красовалось взятое из интернета фото одной очень хорошей балерины, никогда не работавшей в нашем театре, к тому же давно закончившей исполнительскую карьеру. Уже только поэтому этой «афиши» не должно было быть, в принципе. Однако она была. Во всей «красе» ляпов в виде цифры «2» на юбке и слове «мая» вместо балеринских ножек, надписи «Жизель» «кокошником» раскинутой над головой балерины, изображением телефонного аппарата красного цвета, и еще много чего. Допустить такой, не побоюсь этого слова, вандализм, в отношении самого совершенного произведения мирового хореографического наследия, можно только при необратимо патологическом отсутствии каких-либо культурных ориентиров. А также и профессиональных компетенций, потому, что еще и оплатить свой собственный позор!.............

После появления этого «шедевра», ситуация с качеством театральных афиш заметно изменилась. Афиши вдруг стали невообразимо креативны и, как бы даже модны. Но как метко заметила моя коллега – «это «колхоз», который хочет стать модным». Сказано жестко, но по существу. Потому, что во взаимоотношениях театров и дизайнеров спутаны приоритеты и соотношение все тех же компетенций. Театры посчитали, что дизайнеры сделают им должный культурный уровень и актуальность, а получили самовыражение дизайнеров, весьма далеких от театрального бэкграунда вообще, и бэкграунда данных, конкретных театров. И ответственность за это несет только театр.

Уже неудобно даже в который уже раз сообщать, что элементы стиля театра: логотип, пригласительные, билеты, программки, афиши, буклеты, гардеробные номерки, навигация - это все язык, на котором театр заявляет зрителю о себе. И если зритель берет в руки буклет премьерного спектакля, и на первой же странице видит 30-летней давности, технически «грязное» фото балерины, не имеющее отношения к данной премьере, а сам буклет словно бы тоже 30-летней давности по эстетике и полиграфии, уровень компетенции театра в рекламной продукции сразу понятен. Это понимание укрепляется, когда к выполненному в отсутствии стиля буклету прилагается не менее «стильная» программка, а вместе они не имеют никакого стилевого и смыслового отношения к афише, которая, в свою очередь, кроме абриса мельниц и размытых очертаний фигур артистов балета, ни по идее, ни по эстетике НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО отношения ни литературному первоисточнику, ни к балету, ни к труппе, ни к театру!!! Вкупе к этому пригласительные двух видов: элегантное, полноценного размера в конверте; и другое – бумажка, чуть больше визитной карточки, - красноречиво поведают о том, что в этом театре приглашенных делят по сортам. А программка, в которую не внесено имя дирижера, на три спектакля заменившего ранее заявленного, расскажет, что не только к своим людям театр относится небрежно, но и к истории, ибо программки и афиши, это свидетельства, позволяющие спустя время восстановить фактологию события. И все вместе просто кричит, что у этого театра есть кое-какие модные одежки, но нет своего стиля, своего языка общения со зрителем, нет имиджевой политики.

Узнавая от министерства культуры, что время радикально изменило зрительский запрос к театру и сегодня потребен целый комплекс широких и разнообразных коммуникаций со зрителем, наши театры не очень понимая, что происходит, сформулировали-таки запрос на хорошую афишу. Но на то, чтобы сформулировать этот запрос компетентно, их уже не хватает. По тому, что представляют из себя афиши видно, что театральные отделы рекламы понятия не имеют о трендах в дизайне вообще, и в дизайне афиш, в частности. И, конечно, не могут ни отследить актуальность визуального языка афиши, ни запросить у дизайнера эту актуальность! По этой же причине любому театру легко «впарить» какую-нибудь креативно креативную афишу, смысл, задачи и цель которой, не театральное событие, а, собственно, сам креатив. При этом театры не состоянии контролировать афишу на предмет театрального, и общекультурного бэкграунда. Так, на афише спектакля о Древнем Египте название написано сильно условным, конечно, но все же явно древнегреческим шрифтом… Вкупе с внезапным смешением «концепции» нарочитой «безадресности», предложенной дизайнером, и гиперреалистической, даже натуралистической «концепции» фотопрезентации артистов-персонажей, насаженной театром, получился тот самый модный «колхоз».

Так же театры не могут защитить себя от «эксклюзивного» использования общедоступного интернет-контента в изготовлении афиш. Не удивлюсь, если за лицо на афише одного спектакля заплатили как за авторский рисунок, на самом деле взятый из интернет-стока.

Но самое главное, театры не контролируют соответствие афиши элементарным (не техническим) требованиям. Афиша, в первую очередь, должна отвечать на три простых вопроса – что/кто, где, когда. Информацию лучше располагать согласно принципу чтения - слева направо и сверху вниз, либо «что» - фото, образ, название - по центру композиции, «где» – сверху, или слева, «когда» - внизу, или справа. Количество шрифтов и размеров шрифтов, использованных в афише, чем меньше, тем лучше – оптимально один-два шрифта и столько же размеров. Выделения текста только одним из возможных способов: либо курсивом, либо «жирным», либо прописными (заглавными) буквами. Классические «убийцы текста» афиши – слишком мелкий и «тонкий» шрифт, слишком много курсива, слишком мало текста и слишком много текста, текст тон в тон с фоном, выворотка (!) – светлыми буквами по темному/цветному фону. И уж конечно на афише не может быть никаких знаков препинания!!! Ни восклицательных знаков, ни вопросительных, ни точек, ни запятых, и вопиющего «ноу-хау» улан-удэнских афиш – кавычек вкруг имен персонажей!!!

Зная эти правила, никакой «треш» в виде «что» - спектакль-старожил репертуара, «где» - вверху - имя дирижера, а «когда» - внизу, собственно, само событие – иностранные гастролеры, и все это в клубах текста, белым по красному, - не прокреативит под тренд.




Комментарии и вопросы героям интервью (2)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^