$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


24 сентября 2013, 15:41

Пирамиды египетские

Оперный театр может не вздрагивать в ужасе. Я не про премьеру «Аиды».

На фестивале-форуме «Артимиграция», с которого я только, что вернулась, промелькнула информация о том, что сегодня количество часов, отведенных на изучение русской литературы в общеобразовательной школе такое же, сколько планировали германские нацисты для обучения оккупированного населения Советского Союза. Показательно, что никто не удивился, не возмутился – восприняли как факт, как диагноз. Да и чему тут удивляться, если один из федеральных министров как раз гуманитарного блока с лица вылитый Гиммлер, а когда о культуре говорит, так и ждешь, что как доктор Геббельс начнет хвататься за пистолет. Поэтому, конечно, поздно удивляться и возмущаться – думать надо, что в такой ситуации делать. А у нас тут к тому же своя «песня» -  с началом нового учебного года остро встал вопрос с изучением бурятского языка в школах, - пользуясь 21-й статьей республиканского закона «О языках» администрации многих школ стали исключать изучение бурятского языка из учебных программ. А тут и глава республики вроде бы предложил сделать обязательным изучение только в начальных классах… В общем, ситуация та еще…

На самом деле, ситуации для театра, как ни странно, благоприятные. Потому, что сама собой отпала мучительность поиска целей, задач, и, самое главное, миссии. Ведь посмотрите на историю отечественного театра - когда он обретал наибольшее духовное значение? Когда начинал говорить с публикой о главном – о совести, о чести и честности, о правде, о порядочности. Когда начинал ставить перед зрителем беспощадные вопросы – кто мы, какие мы, какими быть? Давал беспощадно честные ответы на эти вопросы, и зрителя побуждал к честному взгляду на жизнь, на смыслы жизни, на самого себя. То есть, всякий раз, когда театр берет на себя ответственность за самоидентификацию, не побоюсь сказать громко, народа, ответственность за честный взгляд народа на самого себя, на свою историю, ответственность за ясность и трезвость сознания народа, тогда и начинается расцвет и слава театра.

Я на пресс-конференции, которые дают посещающие нас знаменитости, не хожу. Потому, что, был тяжкий опыт горения от стыда за наших журналистов, которые задают вопросы такого качества и уровня, словно они уже продукты оккупантской школьной программы. Но на пресс-конференцию Занусси пошла специально, чтобы задать вопрос о польском театре, о котором сегодня все только и говорят, как о театральном чуде и культурном феномене. Мне было важно, чтобы из уст Занусси – философа и мыслителя, раздались слова о том, что польский театр сегодня потому так актуален, что взял на себя миссию говорить с поляками о них самих во времени, истории, и социуме. И на мое счастье они прозвучали. Были ли они услышаны, например, руководством театра бурятской драмы – не знаю. Художественного руководства на пресс-конференции не было, для дирекции, по-моему, сегодня нет важнее дела, чем выпуск газеты. Культурно-просветительской. Почему-то. Вроде бы театр не агитбригада, и занимается искусством, а не культпросвет работой. Но на первых полосах этой газеты речи директора театра, а афиши премьеры в самом конце. Почему-то. Вроде бы нет первее в театре дела, чем спектакль, к тому же новый. И если уж на то пошло, то газета существует для театра, а не для директора, который тоже, в свою очередь, существует для театра. Вроде бы. А на самом деле получается, что театр сам про себя не понимает, что он есть на самом деле – театр, или культ-просветучреждение? И внутри театра не понимают кто кому для чего и зачем.

При такой сумятице в собственном самосознании бурятский театр никак не может стать выразителем национального духа своего народа. А ведь для того, чтобы выразить дух, то есть самую сокровенную суть национального характера, ментальности, надо к этой сути прорваться сквозь отшлифованный тщеславием панцирь мифов о самих себе, прекрасных, сквозь окостеневший лак мумифицировавшихся «традиций». Надо прорваться к правде. Но надо же иметь право на правду и на прорваться. А когда театр выпускает культурно-просветительскую газетку, позиционирует себя как хранителя бурятского языка, но не имеет в своем активе ни одного театрально-просветительского проекта, допустим, относительно того же бурятской языка… Когда молодым актерам позволено выходить на сцену с целой программой юбилейно-свадебных бурятских «бабок»… Никто не поверит в право такого театра говорить со своим народом о горьком, честном, и высоком. Никто и не верит.

Наши театры, все, не только театр бурятской драмы, давно уже существуют герметично, такие системы замкнутого цикла, где все – идеи, темы, формы, жанры, язык, образы, - не имеют ничего общего с современным миром, и не находят у него отклика. Люди давно уже не испытывают эмоциональной зависимости от театра, потребности в нем, а театры эту потребность не создают. Или создают искусственную, за счет натужно-ущербной по идеям и исполнению, малограмотной рекламы, типа афиш, где может быть написано «Аида» опера «Аида»», имя персонажа взято в кавычки, а певица красоваться с открытым ртом.

Мир давным-давно полон разнообразных театральных форм воздействия на зрителя и внедрения в новые зрительские аудитории, чуть ли не каждый день рождаются актуальные театральные жанры, а, самое главное, весь театральный мир охвачен активным освоением новых смыслов, а мы единственно на что способны, это выйти на театральное крыльцо – попеть.

Есть поговорка про знаменитые египетские пирамиды – все боится времени, время боится пирамид. Наши театры – пирамиды египетские.


Комментарии и вопросы героям интервью (1)

  • 19 октября 2013, 21:39

    юрий   Ответить

     

    важнее звучит лучше чем первее

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^