$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


7 августа 2013, 13:49

Мимо Чехова

Кроме пресловутой тротуарной плитки, в наследство от бывшего мэра города нам всем на «добрую» память осталась латентная, и потому особенно агрессивная, нелюбовь к нашему бедному городу, выраженная в упорном, вопреки логике, здравому смыслу, вкусу и чувству прекрасного, пренебрежении архитектурной политикой. Нет, формально некий план застройки и как бы архитектурного развития города наверняка существует, и вся эта точечная застройка навсегда изуродовавшая центр и в целом уникальный ландшафт Улан-Удэ, наверняка оправдана, согласована и юридически обеспечена…

Улан-Удэ – город природных террас, перспектив, панорам – навсегда ушел в прошлое. Спасибо отцам города. Теперь Улан-Удэ – столица ущербно-неэффективных транспортных развязок и архитектурного мусора в виде нелояльных к покупателям (отсутствие автостоянок и удобных подъездов и подходов, отсутствие нормального кондиционирования, отсутствие камер хранения и гардеробов) торговых центров.

Но есть еще одна специфическая особенность лица нашего города – покрыто оно как пятнами ветрянки разными фигурами именуемыми городским руководством скульптурами и памятниками. Что ж, пионеры с горнами и девушки с веслом, раскиданные по детским лагерям и паркам отдыха, могли сильно ушибить сознание. Элементарная логика в этом случае предполагает стойкое отвращение к прелестям объемного изобразительного искусства, но у нас подхваченный в детстве вирус скульптурного ширпотреба как-то опасно развился и приобрел масштабы инфекционного бедствия.
Конечно, будь я социологом или культурологом, я бы посвятила себя поискам ответов на  вопрос, почему в наших широтах не прививаются, не развиваются, и не приобретают масштабы вкус и эстетическое чутье. Но я, как и все, просто пользователь городского пространства, и вынуждена сплошь и рядом сталкиваться с тем, как в городской среде осуществляются чьи-то, довольно зачаточные, представления об изобразительном искусстве и архитектуре. А осуществляются они так агрессивно нехудожественно, словно те, кто дает заказывают очередную статую, бросают вызов профессиональному сообществу художников и архитекторов, словно проверяют, а есть ли таковые сообщества, и профессиональны ли они настолько, чтобы, в конце концов, не то, чтобы делом повлиять на облик столицы республики, но хоть как-то отрефлексировать на происходящее. Во всяком случае, иначе чем антихудожественный вызов невозможно расценить, например, тигров (или это львы?) на мосте через Селенгу, которые почему-то установлены не на приличествующие и этим зверям, и окружающему пейзажу, валунах, каменных глыбах, а на каких-то скудоумных, ущербных прямоугольниках… А подобные же им прямоугольники и тигры на Бульваре Карла Маркса? Сам бульвар, театр русской драмы, скульптура Мэргэн, и эти тигры с кубами и шарами – просто какой-то китайский сувенирный набор, бессмысленный и беспощадный. Соперничать с этим «ансамблем» могут только так называемые багатуры на улице Борсоева – столь не вписывающиеся в выбранное для них место по мысли, пропорциям, фактуре, динамике (ее отсутствию), что это даже нелепее и смешнее, чем портретное сходство с известными лицами. Понятно, что на ярмарке тщеславия мнение профессионалов настолько ничтожно, что достойнее видимо выглядеть смешным в глазах общества, чем поступится размерами и портретностью. Хотя, по-моему, во мнении общественное, благороднее было бы увековечить себя, например, попечительством над памятником не вернувшимся с ВОВ на Площади Славы…

Однако, народ наш морально устойчив и крепок, и никаких рефлексий, ни художественных, ни общественных не производит.
И вот безнаказанная, в этом смысле, администрация города в преддверии очередного юбилея недавно решила опять осчастливить улан-удэнцев очередным набором статуй. А именно: памятник Герою Советского Союза Владимиру Борсоеву на улице, носящей его имя (интересно, где именно?), скульптура Будамшу или фонтан перед Бурдрамом, памятник Чехову на пешеходной части улицы Ленина. По поводу Чехова городской комитет по архитектуре не преминул отметить, что «грех не воспользоваться его цитатой, где он отзывается о Верхнеудинске как о «премиленьком городке». Интересно все же у людей работают мозги, не воспользоваться цитатой – грех, а позволить уничтожить историческое здание гостиницы, в которой писатель останавливался – обычное дело. Антон Павлович, может быть, в том доме и не останавливался, но как говорит в фильме «Берегись автомобиля» жуликоватый священник: «Есть ли Бог, нет ли Бога – и то, и другое недоказуемо» - то есть дорог не столько факт причастности к великой русской литературе, к великому гражданскому и человеческому подвигу писателя, а возможность этого факта, легенда, и возможность эту легенду овеществить в том самом доме. Но мы предпочитаем цепляться всего лишь за цитаты и производить очередную статую. Спасибо Антону Павловичу, что проезжая через наш «премиленький городок» он не писал «Чайку», иначе бы у нас точно решили бы скульптурно процитировать монолог Нины Заречной – "... Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы,… морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом, - словом, все жизни, все жизни, все жизни,…»

В нашем бедном городе, где практически уже уничтожена его прелесть, где последние фрагменты исторической памяти – Гостиные ряды, купеческие дома в которых сейчас физиополиклиника, районный дом детского творчества, обрушаются, где в центре нет ни одного объекта – парка, сквера, дома, улицы, по-настоящему дорогого каждому горожанину, и потому так легко приживаются чуждые топонимы – «арбаты»-«рублевки»-«шанхаи», только и остается, что тиражировать тигров, оленей, орлов, ласточек, коней,…и багатуров. Зверинец, в общем.

Комментарии и вопросы героям интервью (2)

  • 7 августа 2013, 22:12

    комментатор   Ответить

     

    без комментариев

  • 9 августа 2013, 01:02

    Sarmek   Ответить

     

    да, "Пти отель" жалко. а еще Улан-Удэ называют "городом коней" )))))))))

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^