$ 63.87
68.69
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


2 июля 2013, 16:29

Просто работа

Ну вот, добрались мы до окончания очередного театрально-концертного сезона. Закрыли его под фанфары – тремя премьерами: балета «Дон Кихот» в оперном; драмы Иона Друцэ «Птицы нашей молодости» в театре бурятской драмы; шоу «Mongols-Mogols» театра «Байкал». Театр «Ульгэр» также под занавес еще раз показал премьерный спектакль «На деревню дедушке. Ванька» и новую постановку «Терешечка» по русской народной сказке.

Но, главное, почему сезон 2012/2013 гг., надо занести в анналы истории, это потому, что за последние года четыре, это первый сезон, прошедший без скандалов и потрясений. К хорошему, как известно, быстро привыкаешь, и сегодня кажется, что истерий, от которых наше культурное пространство, ровно год назад, ходило ходуном, будто и не было вовсе. И в целом весь сезон прошел под знаком просто работы. Наконец-то!

И, наконец-то, у этой просто работы появилась какая-то осмысленность. Почти каждый творческий коллектив был занят в течение сезона решением творческих же задач, которые были не вообще, а конкретные, необходимые конкретному коллективу, задачи. В этом плане, наиболее четкие качественные изменения произошли в театре русской драмы, где в репертуаре образовался целый ряд спектаклей, о чьих достоинствах можно говорить именно как о художественных. То есть импульс, полученный на «АртЭрии» - лаборатории современной драматургии и режиссуры, не пропал втуне, правда, кроме ввода лабораторных спектаклей в афишу, театр более никак энергию молодых режиссеров не использовал – не ангажировал никого на постановку в течение сезона. Это жаль. Кто знает, может, молодые, с их свежим взглядом и бескомпромиссным чувством юмора, смогли бы очеловечить и коммерческие комедии, любовь к которым у ГРДТ неугасима.

А вообще, нынешний сезон стоить отметить также и как сезон активной работы приглашенных режиссеров, так, почти все громкие премьеры театра бурятской драмы в 2012/2013 году осуществлены методом творческого «набега». Увы-увы, но поставленный таким образом режиссером Искандером Сакаевым спектакль, по пьесе Галсана Нанзатова, «Тихий Булат» я бы все-таки назвала главной неудачей не только театра, но и сезона в целом. Причем, в основе этого провала, мне думается, лежит, именно вот этот принцип работы – набежный. Когда режиссер пришел, увидел, не взлюбил (и надо сказать – за дело). От этой лютой нелюбви скрутил всех в бараний рог, получил гонорар, уехал (так и подмывает написать «свалил» – этот глагол точно отражает суть), и забыл все, как страшный сон. А мы остались. С прекрасной афишей, и, постановкой, которая ни уму, ни сердцу, а к афише вообще никакого отношения не имеет.  

Следующим, по творческой несостоятельности идет «Эхо страны Баргуджин-Тукум», которое, не стану даже называть спектаклем театра «Байкал». Скорее, это представление, скрепленное зрелищностью и неким, довольно вяло сделанным, либретто. Однако, нельзя умолчать о том, как умеют в театре «Байкал» выходить из критической ситуации – очевидно, почувствовав недостаток режиссерского мастерства, они обратились за помощью к Джемме Баторовой. Надо полагать, благодаря именно ее вмешательству вся эта пафосно-громоздская, но малоустойчивая махина, обрела хотя бы нитевидный пульс.

А вот оперный театр, наоборот, умеет себя загонять в критические ситуации. Я исключительно про творчество и про «Летучего голландца», «Ночь перед Рождеством», «Синюю птицу» - более я ничего в этом сезоне, благодаря стараниям администрации театра не видела. Но может оно и к лучшему, потому, что все названные сценические опусы отличает профанация режиссерского мастерства. И если «Синяя птица» честно не претендует на концепцию, и отвращает уже «картинкой» - декорациями и костюмами, то «Летучий голландец» и «Ночь перед Рождеством» бессовестно обольщают, но ничего кроме художественной фрустрации не дают. А это чувство, как известно, одно из самых опустошительных. И оно имеет место быть даже в такой казалось бы успешной премьере театра, как «Дон Кихот». Во-первых, все время думаешь, что когда ты из года в год твердишь, что все, что нужно нашей балетной труппе – это хорошие репетиторы и педагоги, и труппа наконец-то их получает только на один спектакль, и только потому, что ее руководителю надо продлить свою исполнительскую карьеру… - челюсти сводить от сознания того, как мы сами себя презираем и унижаем…

Во-вторых, все время думаешь, что вот такой уровень спектакля, который мы увидели, это ведь будни нормального академического театра оперы и балета, а мы тут заходимся от восторга, как будто увидели нечто чрезвычайно выдающееся. В-третьих, все время думаешь, что если бы в главных партиях были молодые солисты, действительно виртуозные, фактурные, и уже только потому элегантные, то вот тогда бы это была бы выдающаяся премьера. А в том случае, который был представлен нашему вниманию, воображение все время «дотанцовывало» и образы главных героев, и их танцы, и энергию этого балета, рождать которую обязаны именно исполнители главных партий.

По части творческой энергии у нас в этом сезоне в лидерах оказалась филармония, выдавшая два фестиваля классической музыки – рождественский и фестиваль камерной музыки «Пицикатто», не считая, не фестивальных концертов, а также фестиваля «Песня Булата на Байкале» из-за того, что прошел в сентябре и в июне, получился как бы 2 раза в один сезон. К этой бы творческой энергии еще бы эффективный менеджмент и отсутствие «крепостного права» в наших учреждениях культуры и искусств из-за которого, например, филармония не может осуществить ни один из задуманных проектов с участием симфонического оркестра оперного театра, мы бы с вами имели бы все шансы совершить просто прорыв в музыкальное искусство.

Но, видимо, время прорывов еще впереди, а пока – просто работа. И это хорошо.  

Туяна Николаева

Комментарии и вопросы героям интервью (3)

  • 4 июля 2013, 09:58

     

    Как, всё-таки, приятно читать тексты госпожи Николаевой! Умно, элегантно и по делу.

  • 7 июля 2013, 01:53

    Зритель   Ответить

     

    Вообще, не умно, не элегантно и не по делу!

  • 8 июля 2013, 11:06

    гость   Ответить

     

    все таки по комментариям сразу видно, кто пишет- либо работники критикуемых учреждений, либо работники культуры на пенсии

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^