β
$ 59.46
69.82
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Эхо Москвы" "Русское радио"


19 июня 2013, 14:34

Есть ли жизнь на Марсе?

Через неделю состоится заседание Совета по культуре при Правительстве РБ. На повестке рекламно-маркетинговая деятельность учреждений культуры и искусства по продвижению проектов.

Год назад я присутствовала при обсуждении членами Совета - руководителями учреждений культуры и искусств, другими заслуженными деятелями этой сферы жизни, республиканской Концепции развития театрального дела. Но на самом деле, все говорили только о статусах театров, концепции свободного времени, бедствиях Союза композиторов, и т.д., демонстрируя необратимую неспособность понять и осмыслить собственно театральное дело – систему организационных и управленческих механизмов экономического и производственного устройства театра.

Видеть это легкомысленно-дремучее пренебрежение жизнеобеспечивающей стороной театрального бытия было нестерпимо, и заставило задуматься о  компетентности Совета, и целесообразности его существования.

О том, что ситуация у нас с организационно-экономической системой в искусстве тупиковая, говорит уже формулировка повестки грядущего Совета по культуре – «рекламно-маркетинговая деятельность по продвижению проектов»…

Во-первых, реклама, невероятно важный, но все же, только инструмент маркетинга, тогда как формулировка выводит ее в приоритеты, и это говорит о фундаментальном непонимании предмета.  

Во-вторых, почему деятельность по продвижению проектов? Проект, это важный, но все же, только элемент системы, а с нею у нас не благополучно настолько, что ставить надо вопрос не о проектах, а именно о системе.

И надо в конце концов уже перестать заниматься тотальным самообманом, и признать правду - в наших учреждениях культуры и искусств наблюдается отсутствие маркетинговой деятельности. Маркетинг – это процессы предоставления и продвижения производимых культурой и искусством ценностей, более того, это не просто процессы, а совокупность процессов, то есть система. У нас же ни один руководитель не обладает программным, системным маркетинговым мышлением, и потому практикует разрозненные действия в виде производства более-менее пристойных афиш, и замысловатые способы продаж билетов. Поэтому не удивительно, что в повестке дня Совета «телегу» - рекламу, поставили перед «лошадью» - маркетингом.

Я уже неоднократно касалась того, что корни всех наших проблем: творческих, организационных, и, самое главное, ментальных, в том, что создавалось и развивалось бурятское профессиональное искусство в отсутствии необходимой инфраструктуры, – должного количества населения, и специальных учебных заведений. Но если требование профессиональных навыков для творческих цехов все-таки непреложно, то административные сотрудники всегда мыслились как прикладные специалисты. Это в первую очередь, конечно, проблема мышления – советская система координат представляла театр, как и любой общественный институт, набором механизмов. Тогда, как театр, конечно, живой организм, где неправильная работа любой периферии приводит к системным дисфункциям, неполноценности жизни, и кризису. Такое «не органическое» восприятие укреплялось еще и потому, что все наше профессиональное искусство, в том числе и театры – это большой проект, смысл и цель которого состояли в утверждении и обслуживании известной идеологии. Поэтому, наши театры не рождались художественными идеями, как МХТ, театр Мейерхольда, или театр Вахтангова; уникальными художественными мирами Товстоногова, Эфроса, Любимова, Гончарова, или Стуруа; уникальными театральными моделями, как театр-товарищество раннего МХТ, театр-семья раннего «Современника», или театр-мастерская Петра Фоменко. В таких системных театрах все части театральной деятельности монолитны, неотъемлемы, и существуют по большому профессиональному счету.

Когда искусство замышляется как идеологический проект, понятно, что обеспечение его жизни во времени никого не заботит. Кроме того, по сути, советские культура и искусство были частью народного хозяйства – принадлежали же народу, причем, опять же прикладной частью, соответственно, и к управлению ими мог быть приложен любой. И потому, когда смысли и цели создания советского профессионального искусства в национальной республике самоисчерпались, созданное оказалось перед лицом новых реалий без профессиональных специалистов-управленцев, для которых слова – «художественная ценность спектакля» не пустой звук.

Однако, после так называемой перестройки, перекроившей и лицо страны, и наше сознание, прошло почти тридцать лет! Из них более-менее, вменяемо, мы живем последние 10-13 лет. За это время можно было получить, то есть выучить на продюсерских факультетах главных театральных ВУЗов страны нескольких человек, обладающих маркетинговым мышлением и способных выработать маркетинговую политику. Почему этого не произошло?

Этот вопрос для нашей театральной ситуации сродни гамлетовскому «Быть, или не быть», и по трагичности своей и глобальности требует не скомканного ответа. В следующей колонке.  

© 2004-2017 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес: 670000 респ. Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина д.54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info(at)baikal-media.ru


Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг" 

Главный редактор: Будаев В.Н.


 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^
^