$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


17 мая 2013, 10:41

Свадебный штамп

Есть темы, на которые писать совершенно не хочется! Избегаешь их как можешь, уворачиваешься, петляешь. Но, в конце концов, тема загоняет тебя в угол, буквально обкладывая событиями, связанными между собой так логично и плотно, что не просочишься между ними. К тому же, не знаю как у кого, а у меня всегда работает закон парности – это когда какое-то событие, случай, или ситуация так, или иначе, но обязательно повторится. 

На этот раз все переплелось причудливо: сначала была читка рассказа к 9-му мая артистами театра «Ульгэр», а следующим вечером на канале «Культура» показали дипломную работу студентов школы-студии МХАТ, пластический спектакль «The Final Cut (Окончательный монтаж)», который начинался с чтения разных текстов о войнах – великой отечественной, афганской, чеченской; второй парой пошла связка между этим же самым проектом курса Аркадия Райкина и спектаклем «Ульгэра» «Игра в 44 руки», который тоже родился как студенческий дипломный, и как раз был сыгран в тот же вечер, несколькими часами ранее; наконец, третья пара ассоциаций, аллюзий и сравнений – все тот же мхатовский студенческий проект, и в проекте «11» недавних студентов актерской питерской студии театра бурятской драмы. И, наконец, спустя 12 лет я снова преподаю историю театра студентам театральной кафедры ВСГАКИ, что не могло не напомнить мне о бурятской актерской студии этого ВУЗа, выпустившейся 11 лет назад. Вот из всех этих множественно парных переплетений сложилась цепочка актерских ипостасей - студенты, выпускники, профессионалы, - словно последовательность карточного гадания, - что было, что есть, чем сердце успокоится. Осталось только выяснить, на что гадаем? На профессиональную состоятельность. 
На ответственность за профессию. На профессиональное достоинство.
 
Недавно, в соцсети известный бурятский кинодеятель высказал мысль о том, что если наши профессиональные артисты вынуждены зарабатывать на юбилеях и свадьбах, это позор всем нам. Я отлично понимаю, что именно хотел сказать автор, и отчасти разделяю его максимализм. Отчасти. Потому, что считаю, что свадебно-юбилейные выступления, это все же часть актерской профессии, ну, или, если угодно, ее издержки. И мне кажется, что проблема как раз в том, что для большинства наших артистов как раз прямая профессиональная деятельность становится издержками их праздничного промысла. Да, много объективных причин провоцируют артистов, особенно в провинции, сложить весь свой профессиональный капитал в «ячейку» востребованного тамады и главного номера развлекательной программы. Но не это удивительно, а то, как быстро профессионалы сдаются на милость «халтуры»! Казалось бы, должны высоким профессионализмом облагородить различные торжества, придать им иной уровень, высокий класс. Но нет, наоборот. Легко обрастая штампами массовиков-затейников, артисты бездумно привносят бодро-пошлые интонации, жесты, манеру на театральную сцену, даже не замечая, какими пустыми и бессмысленными они становятся на театральной сцене. 

Я смотрю на бывших студентов актерской студии ВСГАКИ, ныне артистов театра бурятской драмы, и бывших студентов актерской студии СПбГАТИ, ныне артистов театра «Ульгэр», и вижу, как им скучно в профессии, как давно они уже уперлись в свои актерские «потолки», как блеск и полет мастерства, не успев нарасти обернулся мастеровитой инерцией ремесленничества. Смотрю, и не хочу вспоминать какими великолепными, какими талантливыми, какими оснащенными они были!.. Такими же, как увиденные только что выпускники школы-студии МХАТ. И тем страшнее смотреть на то, как вчерашние студенты, молодые артисты бурятской драмы, совершенно  не понимая, что поют, что читают, что играют, не задумываясь как поют, как читают, как играют, демонстрируют бессмысленный набор безвкусных свадебно-юбилейных номеров с полным набором соответствующих штампов.

…Да, забота о том, чтобы артисты развивались и поднимались над собой, лежит на художественном руководителях театров, но ведомые вполне понятным творческим эгоизмом они более озабочены собственным самовыражением, чем проблемами творческого роста каждого члена труппы. Да, море бытовых, материальных, и иных проблем отягощают жизнь артистов (впрочем, не их одних). Это все так… 
 
Но есть ведь еще и зона личной ответственности, правда? Мы все знаем, что бывает, когда своими профессиональными навыками пренебрегает, например, врач. По счастью, для зрителя не смертельно то, что артисты могут за неделю до премьеры еще не знать текста своей роли, не приходить, допустим, на тренинги по сцендвижению, не держать в тонусе речевой аппарат, безнадежно опаздывать на репетицию, и так далее. Но все это смертельно для актера. И без разницы, что за этим стоит – элементарная лень, глубоко укорененное в нашем менталитете неуважение к самому себе и пренебрежение к другим, просчеты педагогов, не сумевших нарастить мускул профессионального достоинства, отсутствие культуры, просто человеческая глупость, но именно этим, а вовсе не свадебно-юбилейной поденщиной происходит убийство в себе профессионала.

Что ж, в конце концов, «каждый выбирает по себе щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый выбирает по себе». Но с мелкой мерой профессионализма, лучше уж и вправду, сразу на свадьбу.



Комментарии и вопросы героям интервью (5)

  • 21 мая 2013, 03:51

     

    и этому причина тот же капитализм.

  • 22 мая 2013, 15:06

     

    Однако, шибко дикая хапитализма!Ё, свадебные хенералы

    15 июня 2013, 19:27

    Баир   Ответить

     

    Что делать-то!!!

  • 17 июня 2013, 08:55

    сергей-другой   Ответить

     

    Туяна, кому как ни вам знать, что такое профессиональный театр, точнее, на какой социокультурной почве он возникает и развивается. Так называемые национальные театры обречены вечно балансировать между профессиональным театром и народным, им никогда не уйти от соблазна быть просто народным, т.е. уйти требований коллег-профессионалов, критиков и взыскательной публики и при этом быть популярным в народе артистом.

    Ваше суждение о творческом эгоизме худ.руководителя, заинтересованном в собственном самовыражении, а не в творч. росте актеров, - очень странное. В чем такое самовыражение заключается?

    6 июля 2013, 13:52

    володя   Ответить

     

    Вы наверно Сергей Александрович Добрынин

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^