$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


10 апреля 2013, 10:49

Сказка о потерянном времени

С грустью признавая, что рецензий в моей работе гораздо меньше, чем публицистики на темы культуры и искусства, я честно собралась в русский драматический, на «Жанну». Но я еще не настолько гениальна, что бы за ночь сложить внятную рецензию. И вовсе не щедра к своим «поклонникам», чтобы побаловать их стремление разоблачать мою, по их убеждению, театральную неграмотность сумбурным текстом. Кроме того, внутренний монолог по поводу кадровых проблем в культуре все длится, подпитываемый разномасштабными новостями и событиями, а потому продолжу пока начатые в предыдущих колонках размышления.  

Недавно в министерстве культуры в очередной раз состоялся конкурс по формированию кадрового резерва сотрудников самого министерства и руководителей учреждений культуры. На этот конкурс, как я понимаю, может подать свои документы любой человек, считающий, что удостоит собой чиновничье место, или кресло директора, допустим, театра. Мне кажется, что ключевое слово здесь – любой. Любой, у кого есть высшее образование и опыт работы в сфере культуры и искусств. Любой работы. Артистом, администратором, завхозом, экономистом. Это хорошо, уверили меня в «Ульгэре», пусть люди стремятся расти. Я не против стремлений и роста. Тем более, что, убеждена, люди искренне уверены в том, что уж они-то знают секрет успеха. Но я также знаю, что одни только амбиции - это неплодородная почва для роста, и убеждена, что, кроме секрета, хорошо бы еще знать и технологии успешной деятельности.

Среди резервистов министерства культуры специалистов, владеющих секретами и технологиями театрального дела, нет.

Собственно, его у нас и нет, этого самого дела. И сегодня в нашем театральном искусстве нет проблемы острее, больше, шире, глубже и безнадежнее. Даже идейный кризис бледнеет перед лицом этой проблемы, хотя бы потому, что художественное неблагополучие наших театров обусловлено, прежде всего, десятилетиями отсутствия культурного, то есть профессионально мыслящего и профессионально действующего, менеджмента. Отсюда же и сегодняшняя, несмотря на рвущую жилы натужность, малорезультативность усилий по улучшению ситуации.

Между тем, сегодня государство все активнее хочет освободиться от финансовой ответственности за театры, театрам настойчиво предлагается использовать в своей деятельности законы бизнеса.

Есть ли сегодня у наших театров силы, желание, возможности существовать в этих условиях? Допустим, есть ли у наших театров маркетинговые программы? Вряд ли. Включились ли, работают ли эти программы? Не видно. А ведь «велосипед» даже не надо придумывать! Надо просто знать, где его взять. В этом смысле, показателен курьез, который произошел лично со мной и моей коллегой, когда мы рождали с ней концепцию творческого развития театра «Ульгэр». Мы пыхтели и дымились, перерыли кучу прикладных материалов, в том числе и маркетинговых. И вот, когда мы написали ее проект, совершенно случайно (!!!) обнаружили, что образец такого документа приложен к федеральной Концепции развития театрального дела в РФ! Несколько нас оправдывает то, что сеть располагает двумя вариантами этой программы, с образцом, и без него. Нам попался второй. Но первый, в виде книжечки, тоже есть в театре. Мы, конечно, ужасно загордились тем, что всего лишь на пару смогли заново придумать в общем-то, тоже самое, что разработала команда лучших специалистов по театральному делу и театроведению страны. Но ведь на самом деле, этот курьез иллюстрирует типичное для нашего театрального процесса состояние умов, в которых господствует инертность, конторская ограниченность и дилетантская легкомысленность. Поэтому, наши театры это какое-то собрание элементов натурального хозяйства, а не институт, честно выполняющий свою миссию, честно несущий свою социальную ответственность перед обществом.

В смысле понимания необходимости профессионального менеджемента культуры и искусств, мы так и остались в 30-х годах прошлого столетия, времени рождения искусства Бурятии, времени, когда в обществе господствовало убеждение, что кухарки могут управлять государством. Для очень многих деятелей культуры, знающих об эйфории того времени по легендам и мифам, эта ушедшая эпоха представляется потерянным раем, в котором все было прекрасно и правильно. А все, что несет сегодняшний день – разрушительно и опасно. Но именно в таком случае особенно требуется разрушительным тенденциям противопоставить профессионализм. Ностальгировать - занятие приятное, но, в общем-то, бесплодное. Как сказал один шекспировский герой «Я часто время проводил без пользы, за то и время провело меня»…

Сила инерции – великая сила. И через пять, и через десять лет формирования резерва неквалифицированных кадров, ничего с нашим искусством, управляемым дилетантами, не случится. Развиваться так и не будет. Но и никуда не денется, будет себе худо-бедно существовать.

Худо. И бедно. И ничего с ним не случится. Ничего хорошего. Никогда.

Туяна  Николаева, "Молодёжь Бурятии" №15



Комментарии и вопросы героям интервью (5)

  • 10 апреля 2013, 12:41

    длиться. Нафига мягкий знак? нафига куча лишних запятых?

  • 15 апреля 2013, 10:51

    тетя   Ответить

     

    А давайте желание власти поддержим. И оставим один театр на всех. Остальные- в бизнес-управление.Почему -то кажется , что ничего не изменится. И хуже точно не будет. Халявщики останутся без работы . Но это ж справедливо. Минкульт- это что вообще. И для чего?

    16 июня 2013, 00:18

    сергей-другой   Ответить

     

    минкульт - это деньги, которые можно вкладывать во что-то. песня-пляска - это одно, а денюжки за которые поют-пляшут - другое. а вы думали культур-мультур - это душа народа и все?

  • 15 апреля 2013, 14:08

     

    профессионалов нет нигде - ни в театре, ни в других сферах. студенты учатся недоменеджменту. все мечтают работать в газпроме или, на худой конец, в минпроме. а туда устраиваются, а не проходят по конкурсу.

    так что театр здесь в том же положении, что и вся страна.

    19 июня 2013, 20:04

    сергей-другой   Ответить

     

    "на худой конец", в конце-концов, как-нибудь выживем: с квартирками, с дачками, машинками. еще и грамотное завещание оставим. страна и театр: не надо путать! Котлеты и мухи!

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^