β
$ 58.93
68.66
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Эхо Москвы" "Русское радио"


10 апреля 2013, 10:49

Сказка о потерянном времени

С грустью признавая, что рецензий в моей работе гораздо меньше, чем публицистики на темы культуры и искусства, я честно собралась в русский драматический, на «Жанну». Но я еще не настолько гениальна, что бы за ночь сложить внятную рецензию. И вовсе не щедра к своим «поклонникам», чтобы побаловать их стремление разоблачать мою, по их убеждению, театральную неграмотность сумбурным текстом. Кроме того, внутренний монолог по поводу кадровых проблем в культуре все длится, подпитываемый разномасштабными новостями и событиями, а потому продолжу пока начатые в предыдущих колонках размышления.  

Недавно в министерстве культуры в очередной раз состоялся конкурс по формированию кадрового резерва сотрудников самого министерства и руководителей учреждений культуры. На этот конкурс, как я понимаю, может подать свои документы любой человек, считающий, что удостоит собой чиновничье место, или кресло директора, допустим, театра. Мне кажется, что ключевое слово здесь – любой. Любой, у кого есть высшее образование и опыт работы в сфере культуры и искусств. Любой работы. Артистом, администратором, завхозом, экономистом. Это хорошо, уверили меня в «Ульгэре», пусть люди стремятся расти. Я не против стремлений и роста. Тем более, что, убеждена, люди искренне уверены в том, что уж они-то знают секрет успеха. Но я также знаю, что одни только амбиции - это неплодородная почва для роста, и убеждена, что, кроме секрета, хорошо бы еще знать и технологии успешной деятельности.

Среди резервистов министерства культуры специалистов, владеющих секретами и технологиями театрального дела, нет.

Собственно, его у нас и нет, этого самого дела. И сегодня в нашем театральном искусстве нет проблемы острее, больше, шире, глубже и безнадежнее. Даже идейный кризис бледнеет перед лицом этой проблемы, хотя бы потому, что художественное неблагополучие наших театров обусловлено, прежде всего, десятилетиями отсутствия культурного, то есть профессионально мыслящего и профессионально действующего, менеджмента. Отсюда же и сегодняшняя, несмотря на рвущую жилы натужность, малорезультативность усилий по улучшению ситуации.

Между тем, сегодня государство все активнее хочет освободиться от финансовой ответственности за театры, театрам настойчиво предлагается использовать в своей деятельности законы бизнеса.

Есть ли сегодня у наших театров силы, желание, возможности существовать в этих условиях? Допустим, есть ли у наших театров маркетинговые программы? Вряд ли. Включились ли, работают ли эти программы? Не видно. А ведь «велосипед» даже не надо придумывать! Надо просто знать, где его взять. В этом смысле, показателен курьез, который произошел лично со мной и моей коллегой, когда мы рождали с ней концепцию творческого развития театра «Ульгэр». Мы пыхтели и дымились, перерыли кучу прикладных материалов, в том числе и маркетинговых. И вот, когда мы написали ее проект, совершенно случайно (!!!) обнаружили, что образец такого документа приложен к федеральной Концепции развития театрального дела в РФ! Несколько нас оправдывает то, что сеть располагает двумя вариантами этой программы, с образцом, и без него. Нам попался второй. Но первый, в виде книжечки, тоже есть в театре. Мы, конечно, ужасно загордились тем, что всего лишь на пару смогли заново придумать в общем-то, тоже самое, что разработала команда лучших специалистов по театральному делу и театроведению страны. Но ведь на самом деле, этот курьез иллюстрирует типичное для нашего театрального процесса состояние умов, в которых господствует инертность, конторская ограниченность и дилетантская легкомысленность. Поэтому, наши театры это какое-то собрание элементов натурального хозяйства, а не институт, честно выполняющий свою миссию, честно несущий свою социальную ответственность перед обществом.

В смысле понимания необходимости профессионального менеджемента культуры и искусств, мы так и остались в 30-х годах прошлого столетия, времени рождения искусства Бурятии, времени, когда в обществе господствовало убеждение, что кухарки могут управлять государством. Для очень многих деятелей культуры, знающих об эйфории того времени по легендам и мифам, эта ушедшая эпоха представляется потерянным раем, в котором все было прекрасно и правильно. А все, что несет сегодняшний день – разрушительно и опасно. Но именно в таком случае особенно требуется разрушительным тенденциям противопоставить профессионализм. Ностальгировать - занятие приятное, но, в общем-то, бесплодное. Как сказал один шекспировский герой «Я часто время проводил без пользы, за то и время провело меня»…

Сила инерции – великая сила. И через пять, и через десять лет формирования резерва неквалифицированных кадров, ничего с нашим искусством, управляемым дилетантами, не случится. Развиваться так и не будет. Но и никуда не денется, будет себе худо-бедно существовать.

Худо. И бедно. И ничего с ним не случится. Ничего хорошего. Никогда.

Туяна  Николаева, "Молодёжь Бурятии" №15



© 2004-2017 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^