$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


21 марта 2013, 17:06

Белки в колесе

Меня тут на днях обвинили в корпоративности. Я утверждала, что все, что происходит сейчас в культуре и искусстве, это не принципиальное изменение ситуации, а ямочный ремонт. На этот счет у меня если и не сложилась стройная теория, то подобрался целый ряд аргументов и примеров, перечислять которые я начала, конечно, с того, что мне наиболее известно и понятно – с театра кукол «Ульгэр». Но не успела я загнуть третий палец, хотя растопырила все десять, и не только про «Ульгэр», как тут же получила по носу – «Ну, Туяна, ну вы-то что вдруг демонстрировать такую корпоративность стали? Всяк кулик свое болото хвалит?» Знаете, всякая чаша когда-нибудь переполняется. Вот и мое терпение на сей раз закончилось, еще и потому, что несправедливое это замечание раздалось от человека, с которым я, вроде бы, говорю на одном языке, языке эстетических категорий, художественных смыслов, профессиональных оценок. Собственно, поэтому я и завелась. Я уже давно хожу мимо тех, кто мою профессиональную деятельность оценивает в меру своего понимания, сформированного, похоже, где-то в районе коммунальной кухни. Меня не удивляет, когда люди мотивируют любой мой текст  приписываемыми мне личными обстоятельствами: если я не критикую филармонию, это потому, что дружу с Жамбаловыми (хотя я не осмелилась бы добрые отношения с ними назвать дружбой); если критикую филармонию, это потому, что мой дядя когда-то был там директором, и все, что после него, для меня - плохо; если критикую русскую драму, то только потому, что меня наняли, в очередь - министр, Юмов, Баскаков, и другие враги русского народа; если пишу или говорю, что в оперном театре ТЕАТРАЛЬНЫМ процессом руководит человек, не знающий, что ЭТО такое, то, конечно, только потому, что я лично обижена; если я поддерживаю министерство культуры и министра, то это потому, что они – мои благодетели, если не поддерживаю, то делаю, это недостаточно, опять же потому, что они – мои благодетели; если же говорю об «Ульгэре», то это исключительно потому, что я там работаю. Пожалуй, только в театре бурятской драмы, «глубоко» не копают, просто считают, что Николаева только ругать спектакли и умеет. Раньше я беспредельно и громко изумлялась такому образу мыслей. Вроде бы не было в наших местах крепостного права, вроде буддизм воспитывает внутреннюю свободу, широту мышления, и приоритет духа над бытом, так, откуда в мозгах людей такая холопская мелкотравчатость?! Потом, поняла, что метать бисер перед свиньями, это потеря времени, и, согласно своей собственной поговорке – я лучше книжку почитаю.

Но когда из, скажем так, стана соратников, вдруг, начинает потягивать коммуналкой, я теряюсь. Громко и негодующе. Потому, что, мягко говоря, неприятно, когда те, кому ты доверяешь, вдруг, отказывают тебе, при том, безосновательно, в профессиональных компетенциях. Грубо говоря, гадко, когда близкие люди обсуждают тебя с твоими оппонентами, и потом зачем-то множат какой-нибудь кухонный их довод, вроде этого - ну, что, Николаева, она же критик, она же ничего не умеет, только говорить. В детстве, прошедшем под знаком строки из Высоцкого - «значит, нужные книги ты в детстве читал», у меня выработался некий кодекс, один из пунктов которого в том, что недоброжелатели моих товарищей не смеют сказать мне что-либо в духе «скажи своей подружке». Об этом я не кричу с дартаньяновской пылкостью, но как-то так получается, что, действительно - не смеют. И потому, когда твои «свои» открыты для подобных подходов твоих «чужих», это на какое-то время сбивает ориентиры в системе ценностей, в том числе и профессиональных.

Только сейчас речь не о том, что понятия дружбы и товарищества обесценились. Проблема в другом. Если лучшие, так сказать, самые продвинутые умы срываются, пусть и в разовом, случайном порядке, на уровень пошлых и поверхностных «умо»заключений, это значит, что количество лучшего и продвинутого в культуре и искусстве у нас настолько мало, что оно не как не может перейти в такое качество, которое способно противостоять пошлости и дилетантству.

И, собственно, поэтому, у нас все, что происходит в культуре и искусстве, напоминает ямочный ремонт, а не капитальное системное переустройство. Потому, что когда дальше личной выгоды/невыгоды, личных связей и подоплек мы не движемся, и больше, чем акцией, большего или меньшего масштаба, у нас мыслят единицы, больше, чем акцию, большего или меньшего масштаба, у нас способны сделать тоже единицы, - сдвинуть процесс с мертвой точки некому. Колготится же в беличьем колесе, удобно и даже где-то приятно. Есть иллюзия бурной деятельности. И я бы спросила, а не страшно ли провести жизнь в этом бессмысленном занятии, да боюсь, опять скажут, это она так, потому что у нее девять жизней.

Туяна НИКОЛАЕВА

Комментарии и вопросы героям интервью (3)

  • 24 марта 2013, 00:24

    микки рурк   Ответить

     

    бред какой-то... Туяна перепутала Живой Журнал с жанром газетной статьи... прям Дом 2 какой-то получается. Что это было? исповедь, как способ принести извинения за свой корпоратив? И зачем об этом печатать в газете?

  • 29 марта 2013, 19:50

    гоша   Ответить

     

    Гениально!

  • 10 апреля 2013, 11:41

    сергей   Ответить

     

    что для микки - бред, то для гоши - гениально.

    на интересный вопрос микки "что это было?" можно ответить: трепанация черепа. читающей публике туяна представила до боли знакомый экспонат - провинциальная ментальность с национальным колоритом.

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^