β
$ 59.66
66.68
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Эхо Москвы" "Русское радио"


26 марта 2014, 14:05

Красота спасет миг

В марте, год назад, ушла из жизни «Краса Бурятии».
      
Но «show must go on». И шоу продолжается. Уже прошли конкурсы «Краса Бурятии-2013», «Мисс Азия», а также разного толка «мисс» - районные, городские, по месту работы и учебы - вузовские, факультетские, школьные и даже детские. Однажды ко мне обратились с просьбой написать текст выступления для победительницы бурятского филиала всероссийской банковской структуры. Его она должна была озвучить в Москве на конкурсе в головной организации. Вместе с бурятской красавицей в столицу срочно вылетел гендиректор филиала.
      
Видимо, ощущая некую вторичность затеи, устроители шумного действа за Байкалом стремятся придать огламуренным мероприятиям местный колорит, присваивая титул «Дангины» и т.д. Но суть от этого не меняется – участниц нумеруют, как скаковых лошадок. Словно лихорадка овладела массовиками-затейниками из отделов культуры и доморощенных фирм. С этими все понятно: их труд оплачивается не только из бизнес-ресурсов, но и из казенного бюджета. На те же средства учреждаются призы.  Сложилась стройная система продвижения красоты. Победительница «аймачного» этапа грезит о выходе в финал соревнований – о победе на республиканском конкурсе, а там, глядишь, на региональном и российском пространстве фотогеничности.
    
А нужны ли нам конкурсы красоты?
    
Слепо, по-обезьяньи, скопировав все элементы западного шоу в начале 90-х, в Москве поняли его прибыльность и принялись насаждать его по городам и весям необъятной России. В Бурятии с энтузиазмом, достойным лучшего применения, восприняли эту чисто европейскую затею с европейскими же критериями гламура.
    
Красота никак не может быть  уложена в формулу, шаблон, не может быть ранжирована. Это означает, что женская красота несовместима с конкурсными процедурами. Красота по определению не является объективной характеристикой. Эстетическая оценка сугубо индивидуальна. Диапазон того, что может считаться красивым, предельно широк. «На вкус и цвет товарищей нет» - как раз тот случай. В том числе, на цвет кожи.
    
Монголоидный тип, об этом знают профессиональные фотографы и кинооператоры, не фотогеничен. Но быть нефотогеничным не значит быть некрасивым. Все решают законы физики, моменты преломления лучей, светотени... В целом фото- и кинокамера не любит азиатский тип лица. И невооруженным взглядом видно, что у «мисс Таиланд», «мисс Япония» и тому подобных «мисс» больше европейских черт лица, нежели аборигенных. Не случайно, победительницами конкурсов красоты часто становятся девушки, рожденные в смешанных браках, где один из родителей – европеец.
      
В жизни, говаривал знакомый фотохудожник Слава, «луноликая» бурятка смотрится даже выигрышней. Но закавыка в том, что «к жизни» конкурсы красоты не имеют никакого отношения.
    
И самое главное. Налицо (именно, налицо!)  моральный урон соревновательного аспекта конкурсов красоты. Так исторически сложилось, что луноликая красота бурят-монгольской женщины является одной из фундаментальных категорий, наравне с добром и справедливостью. А теперь вспомним европейскую историю.
    
Первый конкурс красоты состоялся в 1988 году на бельгийском курорте Спа. Сперва отбор осуществлялся по присланным фотографиям, а потом красавицы предстали «live». Жюри состояло исключительно из мужчин. Победительнице вручили денежный приз. То есть это был курортный аттракцион. Женщины выставляли свою красоту в обмен на вознаграждение. Это была сделка.
      
В древности предтечей современных конкурсов красоты называют ярмарку невест в Вавилоне. Мужчина, давший большую цену, получал право жениться на красавице.  Однако сделка заключалась не только в виде брака, но и как продажа без брака. Последнее и есть проституция.
      
Отзвук давней истории сегодня представлен в виде нумерации участниц. Красота –  товар. Для товара неважны скрытые характеристики,  а внешний вид, упаковка.  Жалкие попытки как-то индивидуализировать товар в виде интеллектуальных тестов для участниц лишь подчеркивают суть предпродажной подготовки. Как прежде, конкурс красоты - аттракцион для мужчин. Отсюда привкус сексуальности, обязательное бикини-шоу, иначе говоря, соблазнение в рамках приличий.
      
Особенно разрушительна неизбежная эротизация детских конкурсов, когда на ребенка обрушиваются взрослые стереотипы поведения. Ужимки, походка и даже косметика… Конкурсы красоты извращают само естество детства. Тем не менее, в Бурятии подобные соревнования проходят в школах, и не только в старших классах.
    
Наконец, состязания в женском товарном виде наносят ощутимый урон восточной традиции, семейным установкам. Ныне это инструмент, подпитывающий ложные ценности, на дальних подступах к индустрии моды.  Расплодившиеся конкурсы красоты в Бурятии - следствие кризиса общечеловеческих ценностей, утраченных в период реформ, сигнал опасного культурного сдвига на стыке культур Востока и Запада.
      
Конечно, соревнования с нумерацией людей запретить нельзя. Но знать, откуда тут ноги растут, участницам и зрителям не помешает.  
      
Красота спасет мир, это верно. Но в данном случае она спасает миг – короткий, как фотовспышка.


© 2004-2017 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^