$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


17 февраля 2014, 14:10

Почему премьер спит на Олимпиаде

Только одна «инфа» в Инете может соперничать по количеству комментов к вестям из олимпийского Сочи. Это новость о том, что в Госдуму внесен законопроект о введении в школах пятидневной учебной недели.
    
Однако связь с большим спортом даже захудалый школьный спортзал обнаруживает  помимо установления олимпийского рекорда в гонке комментариев.
    
«Физическое и психическое переутомление возникает в результате сокращения периода отдыха и отсутствия времени на допзанятия, в том числе, физической культурой и спортом», - отметили депутаты-справедливороссы в пояснительной записке к проекту.
    
Есть и другие параллели. Вновь в контексте школьной пятидневки недобрым словом в Инете помянули «зимнее» время, введенное Дмитрием Медведевым в бытность президентом РФ, и обрекшее миллионы учеников вставать посреди ночи и идти за знаниями с огромными заплечными рюкзаками куда-то в темноту. Ну да, ученье свет, а неученье – тьма.
    
И потому в свете внесенного законопроекта кадры со спящим премьером на открытии Олимпиады мне кажутся совершенно логичными. Нагрузка у «главного министра», разумеется, запредельная  – только урывками и приходится высыпаться. А тут еще «зимнее» время на свою голову… Но, думается, не запредельней, чем у пятиклассника – с поправкой на возраст и глобальность контрольных задач. Хотя школьнику его домашнее задание также представляется глобальным. Для этого достаточно попробовать поднять школьный ранец…  Даже закаленным домохозяйкам-мамам из глубинки России для этого надо приложить неженские усилия.
      
В национальной глубинке таких усилий поболе будет. Причина – в пресловутом национально-региональном компоненте, который предполагает изучение истории и географии родного края. А в Республике Бурятия это еще изучение родного языка и литературы, это еще одна ноша для школьного рюкзака. Похоже, сама жизнь с ее возрастающими нагрузками расставит запятые или точки в затянувшейся дискуссии об обязательности/необязательности постижения бурятского языка в классе. Лично я считаю, что бурятский язык надо изучать по желанию, а не по принуждению. И тогда язык станет лишь желанней… Как правильно говорится в педагогических пособиях, «положительный эффект образования возможен лишь при гармоничном и правильном распределении времени для труда и отдыха. Если дети испытывают чрезмерную нагрузку, они могут утратить интерес к процессу образованию». Говоря непедагогическим языком, обретут не знания, а отвращение к предмету. А оно нам в многонациональной республике надо?
    
Напомним, что сейчас школы вправе самостоятельно определять график работы, исходя из строгого соблюдения правил чередования времени обучения, отдыха и максимальной недельной учебной нагрузки. Практически повсеместно в школах Бурятии это шестидневка. Инициаторы нового законопроекта предлагают скорректировать действующие учебные планы с целью их оптимизации и освобождения для детей второго выходного дня в неделю. Однако учебные планы никто не отменял!
    
В среднем и в старшем звене школы нагрузка составляет 31-36 часов в неделю  - и это только по учебному плану. Выходит по 7-8 уроков ежедневно в старших классах. А ведь кроме того - и внеучебная программа. Вроде не обязательная, но за которую с учителей строго спрашивают. Педагоги утверждают, что если решение о сокращении недели будет все-таки принято, то субботние уроки элементарно перераспределят, спрессуют в пятидневку. Как следствие, увеличится учебный день. Но во многих школах республики, где дети занимаются в две смены, пятидневка будет попросту физически невозможна.        
      
Пока учебной шестидневкой в Бурятии, судя по опросам в СМИ, недовольны не только ученики, но и их родители. Вместо того, чтобы выспаться в субботу, взрослые вынуждены вставать затемно, собирать и провожать детей в школу – в начальный класс, понятно.                
      
Решение, по моему мнению, лежит посередине. Скорее всего, дело кончится тем, что окончательный вердикт о режиме занятий будет выносить администрация школы совместно с родительским комитетом. И здесь нам поможет опыт других регионов страны. Например, решение о пятидневной учебной неделе уже приняли депутаты Законодательного собрания в Санкт-Петербурге – но только для начальной школы! Кстати, в конце 2012 года в период обсуждения нового федерального закона «Об образовании» депутаты петербургского парламента выступали с аналогичной инициативой в форме обращения к министру образования Дмитрию Ливанову и депутатам Госдумы, но интереса не вызвала.
      
Из лавины комментариев, с восклицательными знаками и запальчивых, я выбрал два-три, наиболее взвешенных. В целях реструктуризации учебных планов комментаторы предлагают вывести уроки физической культуры из пятидневки и проводить их в субботу. А также все факультативы и внеклассную работу, которые претворять все-таки надо. Тем паче, что после Сочи-2014 нам обещали вернуть «нормальное» время.  
    
Так  мы снова вернулись в школьный спортзал, откуда зачастую начинается путь на Олимпиаду. На школьные олимпиады, по крайней мере.


Комментарии и вопросы героям интервью (0)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^