$ 63.39
68.25
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


27 января 2014, 14:49

Зад за 17 руб.

«Гражданин пройдите в зад!»
    
Этот знакомый до стеснения в груди совет услышал недавно – при посадке в общественный транспорт. Нет, не в «ПАЗ или «ЛиАЗ», с грохотом допыливших из СССР в ХХI век, а в импортный автобус так называемой «средней вместимости». Дело было вечером, после рабочего дня, на остановке чернело, и сидячие места в салоне брали штурмом. Никто никому уступать не хотел. Пришлось, как встарь, трястись до родной остановки, одной рукой судорожно вцепившись в поручень, а другой прижимая сумку, заваливаясь на соседа на поворотах.
    
Будто и в самом деле оказался в заду.
    
Но самое интересное ждало нас на выходе. Водитель протянул огромную мозолистую пятерню и потребовал 17 рублей.
    
- Но ведь мы ехали стоя! Целый час! – воскликнул мой «стоячий» сосед.
    
Шоферская пятерня свернулась в кулак.
    
Сосед торопливо доплатил два рубля. Соседка решила так просто не сдаваться:
      
- Блин, у вас автобус или где!?.. (Так и сказала – «где»).
      
Водитель помедлил, видимо, раздумывая, не показать ли опять кулак, но из уважения к женскому полу швырнул женщине бумагу, завернутую в «файл».
      
По бумагам и впрямь выходит гладко. Общеизвестно, что 1 января 2014 г. с улиц Улан-Удэ исчезли пассажирские «Истаны». Новые правила перевозок горожане почувствовали сразу – на своей шкуре. Об этом переломном моменте в ритме столицы Бурятии сказано немало – нет нужды повторяться.
      
Я и раньше писал, что сама логика и новомодная логистика дают «зеленый» для общественного транспорта большей вместимости. И даже приводил в пример сибирские города, где сохранили автобусные парки – те самые ГАПы и ПАПы, которые у нас городские власти торопливо уничтожили, дав дорогу «микрикам». То ли за быструю езду, то ли за банальную мзду.
    
Но проблема от этого не уменьшилась, а даже попала в «пробку» - фигурально и натурально. Эта проблема во все времена звучит брутально и обозначена в научных разработках как задача дешевой перевозки рабсилы из жилых районов в промзоны. Именно дешевой, особенно для рядовых пассажиров. Чтобы дешево и сердито.
    
В ноябре 2013 года власти пошли на компромисс с маршрутчиками, увеличив стоимость проезда на 2 рубля. Сделано это было с тем, чтобы компенсировать расходы по уплате кредитов за приобретение новых авто.
    
Первое, на что обращает внимание потребитель в сертифицированных  автобусах средней вместимости, о которых так долго говорили чиновники, это поручни, отсутствовавшие как явление в «истанах».
    
Получилось не дешево, зато сердито. Почему пассажиры, держась за поручни, должны платить за «удовольствие» проехаться на новеньких «Рено» или «Ивеко», больше прежнего? Получается, теснота «истан» сменилась теснотой стоячей - в самом «заду».
    
Сегодня в отделе технического надзора ГИБДД заявляют буквально следующее: «В соответствии с техническими характеристиками транспортных средств модели «Газель» перевозка пассажиров стоя не допускается. Что касается крупногабаритных, так называемых маршрутных транспортных средств средней вместимости, на них допускается перевозка пассажиров стоя, но в зависимости от модельного ряда транспортных средств».
    
Эти требования, уверен, не будут выполняться. Тем более, что указана лазейка. Разовые штрафы тоже не дадут эффекта. Пассажирских авто стало меньше - значимость каждой единицы возросла. Перевозчик в сих благоприятных для него условиях  всегда будет рассматривать поручни не как средство передвижения к сидячему месту, а как подручный инструмент удержания пассажира любыми средствами. И будет однозначно стремиться набить салон под завязку.
    
Выход: за стоячее место брать 15 руб. и прописать этот тезис в правилах.
    
Да, пассажир согласен платить 17 руб. и, возможно, более, если выполнено главное условие перевозки – комфорт. В мире капитала, куда мы так стремимся, уставший работник за время стояния – на морозе и в салоне – работодателю не нужен. Но если с пассажира будут брать коммерческую цену за ноющие суставы, он пересядет в холодный трамвай, в лучшем случае, или приедет на рабочее место в плохом настроении, в худшем случае.
    
Значимость сидячих мест в пассажирском транспорте важна и в целях безопасности. Это во времена СССР  автобусы называли «скотовозами», «сараями», «душегубками» - из-за просторной задней площадки. Но тогда это было в какой-то мере оправдано – авто-траффик был не такой напряженный. В советское время автобусы часто ломались. В основном из-за того, что нагрузка на них (аж дверцы перекашивались) в силу отсталости всей сети была запредельной. Сегодня можно привести примеры, когда пассажиры получают травмы даже при небольшом ДТП, не удержавшись за поручни. Кроме прочего, отечественная «Газель», едущая на смену «Истане», по сию пору считается небезопасной.
      
Конечно, канули в историю те времена, когда выйти из «зада» автобуса можно было ценой потери пуговиц. Однако история имеет свойство повторяться: сперва в виде трагедии, потом - комедии. Кстати, о заде. Может, мы еще услышим в салоне средней вместимости забытое игриво-сердитое:
    
«Мужчина, что вы ко мне прижимаетесь?!»


Комментарии и вопросы героям интервью (2)

  • 29 января 2014, 14:19

    ТГУ   Ответить

     

    Помню как в студенческие годы мы в Икарус залазили через окна-форточки. Целая система была отработана... Эхх...

  • 1 февраля 2014, 06:50

    афтару   Ответить

     

    Долго думал?

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^