$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


12 ноября 2013, 17:22

Сто лет одиночества

«Родился в 1913 году по русскому календарю 12 ноября, после 12 ночи, в 5 часов 15 минут. По монгольскому календарю в первый зимний месяц, 27 числа, в ночь».


(Записка из семейного архива Дандарона, написанная по старомонгольски рукой его старшего брата Гу Доржи).

В 1913 году по приглашению местных иерархов ламаизма Бурятию посетил тибетский святой Джаягсэн-геген. Он был 12-м воплощением святого Черного Ворона, защитника веры. На обратном пути в Тибет Джаягсэн-геген умер, а в Кижинге через 9 месяцев в семье ламы родился мальчик, признанный в соответствии с канонами перерождения 13-м воплощением Черного Ворона.

Этим мальчиком был Бидия (Бидиядара) Дандарон. В возрасте семи лет ему был пожалован титул Дхармараджи – Царя в Трех Мирах. А царь в стране Советов был один… В январе 1937-го по ст. 58-11 студент института воздушного флота Дандарон был арестован в Ленинграде.

Отсидев первый срок, после нескольких лет свободы в 1947-м Дандарон был вновь арестован и еще 8 лет находился в «крытке» – в тюрьме под следствием. После смерти Сталина в 1956 году он был официально реабилитирован. Это позволило ему устроиться в  Бурятский институт общественных наук «для оказания помощи в переводах  тибетских книг». Б. Дандарон завоевал имя одного из лучших специалистов в тибетологии и буддологии. За 15 лет работы в БИОНе им написано до ста печатных листов научных статей, 6 монографий, более 50 листов в соавторстве. Плюс множество переводов. Его работы высоко ценил выдающийся ученый-востоковед Ю.Н. Рерих. Постепенно вокруг Дандарона сложился кружок учеников, признавших его Учителем.


Но 31 августа 1972 года Бидия Дандарон был арестован. В третий раз (!) ученый отправился по этапу.

«Это большой срок, для меня старика – бесконечность. Вспоминаю слова прокурора, который уверял, что я в  лагерях подохну на этот раз».

(Из письма. ИТЛ  Выдрино. 23 февраля 1974 г.)

     

Процесс над Дандароном начался в Улан-Удэ в декабре 1972 года – с момента ареста не прошло и трех месяцев. Налицо был политический заказ. Кроме Дандарона на скамью подсудимых намеревались посадить 8 его учеников. Следствие обвиняло их в том, что они совершали на дому религиозные обряды-согшоды в Улан-Удэ, Ленинграде, Тарту, Кижинге. На процессе планировалось более 80 свидетелей, их показания подтвердили бы наличие секты с антисоветскими настроениями, связями с заграницей и международным сионизмом. Были уволены с работы с «волчьими билетами» родственники Дандарона. В Москве, Тарту произведены обыски на квартирах видных ученых. В Ленинграде спецслужбы допрашивали и запугивали преподавателей и студентов восточного факультета ЛГУ.

    

Но обвинение было шито белыми нитками. Это блестяще доказала в четырехчасовой речи адвокат Н.Я. Нимиринская. Тогда после амбулаторной судебно-психологической экспертизы и 15-минутной беседы учеников Дандарона отправили в психдиспансер закрытого типа. На скамье подсудимых остался старый гулаговский зэк. 60-летний Бидия Дандарон получил пять лет лагерей.

    

«Сегодня мое начальство снова сажают меня в ШИЗО на 15 суток, все за отказ работать. Здешние эскулапы (помощники смерти) признали меня трудоспособным, несмотря на то, что искалечили мою правую руку и правую ногу. На руке 4 пальца не разгибаются, я не могу ею поднимать тяжести... Приходится работать наравне с парнями 20 лет». (Из письма 1 октября 1974 г. из ИТЛ Выдрино).

      

Пока ученый медленно умирал на бетонном полу штрафного изолятора, в европейских столицах у посольств СССР прошли пикеты в его поддержку. В Италии были выпущены листовки с требованием свободы узнику совести.  

     

ИТЛ Выдрино специализировался на выпуске шпал. Это тяжелый труд на открытом воздухе. О нравах лагеря говорят обстоятельства, при которых Дандарон получил травму, описанную в письме. На обед тут надо было бежать (могли сожрать пайку). Дандарон поскользнулся, упал, а через него промчалась свора солагерников...  Не исключено, что инцидент был подстроен, учитывая странное поведение «эскулапов, помощников смерти», упрямо признававших трудоспособным явно больного старого человека.

      

Поддавшись уговорам близких, смертельно больной Дандарон обратился с просьбой о помиловании в Верховный Совет СССР. Ответом было молчание. Дандарон умер в лагерном лазарете от непосильного труда.

     

Ученый-великомученик, трижды преследовавшийся государством, так и не реабилитирован за последний срок. В Улан-Удэ нет ни одной таблички, указателя, брошюры, посвященной Б. Дандарону, даже в Бурятском Научном центре, во славу коего он работал много лет. Имя Дандарона и в год его 100-летия в республике под негласным запретом. Не потому ли, что подручные и выходцы из клана его гонителей до сих пор у власти?



 

Комментарии и вопросы героям интервью (7)

  • 17 ноября 2013, 14:45

     

    Очередная антисоветчина из-под пера Геннадия. Молодец. Старается. Пора медаль дать, если еще не дали.

    Признание Дандарона перерожденцем - чисто политическое решение. Тибетцам нужно было укреплять своё влияние в нашем регионе.

    Например сегодня, тибетцы успешно отвоевали большой кусок рынка религиозно-мистических услуг у бурятских лам - всё-таки капитализм, конкуренция у пастырей за "овечек", с каждой овцы - хоть шерсти клок, а пастырю - новый крузак.

    Исторических примеров подобных политических решений полно, вот хотя бы один:

    "Правители, не имевшие прав и титула всемонгольского хана, к числу которых принадлежал Алтан-хан, «вынуждены были вырабатывать концепции, способные обосновать их притязания на власть и объяснить ее формальный показатель — титул „хан"» [Скрынникова, 1988, с. 12].

    Алтан-хан тумэтский в 1548 г. получил от хагана Дарайсуна титул «малого хана». Для укрепления своей власти и легитимизации ханского титула он обращается к буддийской концепции власти «двух законов» — «человеческого закона» (ми чой) и «божественного закона» (лха чой); эти законы призваны гарантировать силу власти и процветание народа. Упоминавшаяся ранее «Белая история» («Цаган теуке») повествует, что «закон истинной религии неразрушим, подобно шелковому узлу, закон строгого хагана неразрушим, подобно золотому узлу» [Sagaster, 1976, 5. 109, 176]. У Алтан-хана было «золотое ярмо», ему недоставало «шелкового узла». Как писал Ш. Вира, в Монголии XVI в. «учение о сильной царской власти имело с самого начала не абстрактно-философское, а сугубо практическое значение. Имея звание чакравартина, то есть „вращающий колесо учения" в его буддийском значении, монгольский хан вполне мог претендовать на право быть всемонгольским хаганом» [Бира, 1978, с. 176].

    По «Истории Эрдэни-дзу», к Алтан-хану в 1576 г. обратились его сподвижники: «...для этой и будущей жизни полезно религиозное учение. Ходят слухи, будто в Снежной стране... живет истинное воплощение Всевидящего и Милосердного. ...Разве не замечательно было бы пригласить его и установить [союз] религии и правления, как при Святейшем Хубилай-Сэцэн-хане и Святом Пагба-ламе в прежние времена»."

    Как видим - всё достаточно прозаично и практично - никакой мистики.

    "При встрече с Алтан-ханом Сонам Гьяцо говорит ему, что они уже встречались раньше, ибо в прошлом Алтан-хан был Хубилаем, а Сонам Гьяцо — Пагпа-ламой. Сонам Гьяцо был Учителем, а Алтан-хан — милостынедателем."

    Другими словами - ты мне покровительство, я тебе легитимность твоей власти. И будем вдвоем заодно рубить бабло.

    "Китайские власти одобрили принятие буддизма монголами как факт, который мог способствовать стабилизации в монгольском мире. Ван Чун-гу, заместитель военного министра минского двора, в докладе трону писал: «Пусть ламы из Тибета преуспеют в обращении варварского народа и превращении дикарей в добропорядочных людей... Необходимо каждому посылаемому к Алтан-хану монаху дать определенное должностное звание в главном буддийском управлении и пожаловать ему монашеское облачение... чтобы понравиться варварам... [проявлять стремление] следовать их учению, тогда соглашения о дани будут соблюдаться намного лучше и на границах всегда будет спокойствие» [Мартынов, 1978, с. 61]. Сонам Гьяцо был пожалован титул Далай-ламы. Так появился на свет институт далай-лам."

    Вот так - никакой мистики - просто надо было нагнать пафоса побольше - "понт дороже денег".

    "При дворе Алтан-хана остались представители Далай-ламы — тибетские монахи, сам же Сонам Гьяцо отправился в Кам, где в г. Литан основал монастырь школы Гэлугпа. В г. Чамдо его застало известие о смерти Алтан-хана. Чтобы не дать развалиться начатому им и Алтан-ханом делу, он в 1582 г. возвращается в ставку монгольского хана.

    На пути туда в месте рождения Цзонкапы он основывает монастырь Кумбум, один из оплотов пропаганды учения Гэлугпа среди монголов. В Монголии Сонам Гьяцо оставался шесть лет, столь важным, очевидно, было его присутствие там. В 1588 г. Далай-лама III поехал обратно в Тибет, но по дороге скончался. Тело его было кремировано, урна с прахом привезена в Лхасу, а затем помещена в монастырь Дэпун. Перерожденца нашли в Монголии, таковым оказался внук Алтан-хана, который и стал Далай-ламой IV под именем Йонтэн Гьяцо (1589-1617)."

    Разумеется, кто же еще мог оказаться "перерожденцем", как не внук Алтан-хана?

    Упускать влияние на Монголию никак нельзя, поэтому достаточно объявить перерожденцем любого ребенка оттуда, тем более что этот "перерожденец" всё равно окажется полностью под контролем тибетцев.

    Чистая политика, а мистика - для неграмотных и суеверных кочевников.

    Подробнее история Тибета тут: http://www.istorya.ru/book/tibet/21.php

  • 17 ноября 2013, 14:59

     

    как эмоционально и патетично: "Пока ученый медленно умирал на бетонном полу штрафного изолятора" - прямо картина маслом.

  • 17 ноября 2013, 15:04

     

    "свора сокамерников", "эскулапы, помощники смерти", "инцидент был подстроен", "ученый-великомученик".

    никого еще не тошнит от этих штампов?

    А концовка и вовсе зашкаливает своим противоречием - Башкуев уверен, что в стране до сих пор Советская власть? Клиника.

  • 23 ноября 2013, 15:28

    mllstemmerterre   Ответить

     

    (...)

  • 30 ноября 2013, 08:15

    jccojael   Ответить

     

    (...)

  • 30 ноября 2013, 08:16

    jccojael   Ответить

     

    (...)

  • 8 декабря 2013, 20:26

    прохожий   Ответить

     

    Гена, а че жмешся-то? струсил поди? очко дрожит?

    пиши, кто его гнобил.

    список в студию!

    а то потомки таких вот исполнителей чужой воли и сейчас новые гадости творят, думая, что все им сойдет с рук. пусть народ знает, кто эти уроды. и чтобы дети их и родня и земляки знали.

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^