$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


9 октября 2013, 12:07

Улан-Мичуринск, или конь в пальто

По количеству лошадиных и парнокопытных памятников на душу населения Улан-Удэ скоро догонит славный город Мичуринск, в центре которого на коне восседал академик Тимирязев  с корнеплодом в руке. Но почему на коне, будто полководец? И почему размахивает свеклой, размером с голову ребенка, словно саблей? Это надо у классиков спросить. В менее известной, нежели "Золотой теленок", повести "Светлая личность" Ильф с Петровым запечатлели тихий провинциальный город с покушеньями на столичную моду. Точнее, провинциальное мышление.  Из разряда: нам бы "покрасивше". В итоге ни сё, ни то. Конь в пальто.
      
На мой взгляд, памятник должен отвечать трем незамысловатым вопросам: кто, где, когда? Но это - вечные вопросы, потому что памятник по определению ведет диалог с вечностью. Кто изваян в камне, где и когда (зачем) установлен - в соотношении категорий места и времени. На эти вопросы, кстати, отвечает недавно установленный памятник А.П. Чехову на «Арбате», что еще больше выпячивает окружающее «каменное творчество».  
      
Знакомый фотограф в дни празднования 350-летия вхождения Бурятии в состав России рассказал, что еле отговорил гостей сниматься на фоне Трех Коней в районе остановки «ТСК». Гости приняли памятник за символ трехвековой дружбы, некий абориген расшифровал им название остановки не иначе как: Трех Столетий Кони. И хотели возложить цветы. Примерно та же история повторилась в дни 90-летия республики. То есть люди интуитивно стремятся одушевить памятник, наполнить его историческим "контентом". На память. А пока в обиходе остановку "ТСК" молодое поколение пассажиров, незнакомое с историей подъема и падения гиганта легкой промышленности, искренне воспринимает как Три Серых Коня. Их разверстые пасти и уродливо вздыбленные тела своим немым ржанием, обращенным в Вечное Синее Небо, символизируют дикий протест наемной рабочей силы против засилья капитала - отправки попутным маршрутом № 2 на Мясокомбинат.
      
И на конечной остановке этого маршрута жизни  увековечен вышеуказанный протест - в шкуре крупного рогатого скота. Это вам не золотой теленок! Угрожающая поза Быка и внушительный детородный орган, любовно проработанный творцом, говорят о том, что данный экспонат категорически не согласен с мнением коллектива убойного цеха Бурятмяспрома. В тупо - не резцом, топором! - вырубленных тушах домашнего скота, украшающих маршрут № 2, со всей художественной силой отражена историческая вина народов РБ за многолетний выпуск говяжьей и конской тушенки за Байкалом (хвала Небу, до свиных консервов руки не дошли).
      
Между тем, Бык, или Сивый Пороз - один из бурятских тотемов. Как и Орел, тщетно пытающийся улететь от трамвайного грохота в центре развязки 20а квартала. Однако Орел не пробуждает ностальгии по малой родине. Скорее, вне дистанции прямой наводки оппонирует памятнику-танку на пр. Победы, почти в точности повторяя очертания нагрудного и головного знака германского вермахта.  
      
Символ бурятской идентичности и  государственности – соёмбо – размещен на флаге Республики Бурятия в качестве герба. И потому справедливо увенчивает постамент в центре столицы республики – на так называемом Арбате. Но почему официальный и сакральный символ обвивают две змеи, угрожающе нацеливая свои головки прямо на соёмбо? Возможно, по мысли художника, змеи как бы стерегут символ РБ, но об этом приходится догадываться, додумывать…
      
Памятник – не инсталляция «а-ля Марат Гельман».  Выставка под открытым небом - самое демократичное из всех видов искусств. Зритель, он же прохожий,  не обязан ничего додумывать за автора и куратора. Он обязан: а) замирать в восхищении. б) возлагать цветы. в) снимать или сниматься на мобильный телефон на искомом фоне. г). почерпнуть полезную информацию из медной таблички или уст гида. И точка. Пятого не дано. Однако у нас предпочитают садиться на пятую точку.
      
В Улан-Мичуринске применим лишь первый пункт, да и то в существенной редакции: замирать в недоумении. То, что мы в большинстве случаев видим, не памятник, а элемент декора. Каковыми, в сущности, являются представители фауны, каждой твари по паре, а также воины, штампованные методом горячего копчения. При желании бригада «лепщиков по металлу» могла бы изготовить целое памятное стадо или войско. Был бы заказ.  Кстати, об оном.
      
Памятник – удовольствие дорогое. Как правило, перед его установкой городские власти объявляют конкурс-тендер на создание памятника на заданную тему, а затем эскиз/проект выносят на общественное обсуждение. У нас ни того, ни другого. В результате мы имеем то, что лицезреем.
      
Ужасающая эклектика характеризует памятные места Улан-Удэ. Словно в сельмаге, смешанном магазине советских лет, где рядом с лампочками на прилавках лежали каменные пряники, а рядом с эмалированными тазами и промасленными амбарными замками – бюстгальтеры и теплое белье "дружба", по мостам и улицам столицы Бурятии бегут, ползут рогатые, копытные, крылатые, хвостатые наперегонки с людьми и художественной ценностью. При этом эта самая художественность определяется градоначальником и его окружением. О вкусах ценителей такого ранга не спорят. И потому под видом высокого искусства горожанам (и из их кармана налогоплательщиков) впаривают разностильный ширпотреб, пытаясь максимально эксплуатировать местную «экзотику».  Для чего людей посадилина коней. Величие всадника, взирающего на суету Центрального рынка, сокрушительно втаптывается копытами - постамент облицован «шахматной» керамической плиткой, отчего воин-кочевник будто вышел из санузла или автомойки. Есть и лучники – конный и пеший.
      
Да, памятников с размытым азиатским акцентом вроде достаточно, но никак местные ценители прекрасного во власти не могут ответить на три вопроса: кто, где, когда? С тем, чтобы полно и точно характеризовать в камне и металле край за Байкалом. А его характеризует толерантность и дружба народов Бурятии. Этот вневременной бренд проверен тремя столетиями. Такой памятник давно напрашивается – тем паче, на фоне захлестнувшей страну ксенофобии. Мемориал, символизирующий добровольное вхождение, так и не был открыт ни в ходе 350-летия означенного события, ни в дни 90-летнего юбилея республики. Хотя именно к таким событиям, кои случаются не каждый век, дальновидные политики подверстывают открытие знаковых памятников. И здесь оправдан пафос. В США, например, особо чтим мемориал в честь ветеранов Второй Мировой: солдаты-морпехи, белый и чернокожий, поднимают звездно-полосатый флаг. Правда, впереди 350-летний юбилей Улан-Удэ, который начинался все-таки как казацкий острог. Установка памятника с ярко выраженными русско-бурятскими чертами покончило бы, наконец,  с кривотолками. А эти кривотолки, прямо скажем, имеют хождение в братских народах.
      
Тема интернационализма и дружбы была художественно, с поправкой на годы создания, отражена в композиции «БАМ – стройка дружбы». Это творение московского скульптора Олега Кирюхина долго путешествовало по «околицам» Улан-Удэ, пока не обрело свою родовую прописку – Бурятский участок БАМа.
      
Вопрос места имеет прямое отношение и к мемориалу жертвам политрепрессий, созданному питерским скульптором, бывшим улан-удэнцем Вячеславом Бухаевым. Это единственный памятник в Улан-Удэ, на мой взгляд, отвечающий на три вышеуказанных вопроса. Но он находится в буквальном смысле на задворках и это талантливое произведение, рождающее мысли и сопереживание, недоступно широкому зрителю.  Тезис о том, что в 30-х в темном проулке близ Уды находилось контора НКВД, кажется, очень удобен властям. Такой сильной композиции самое место перед зданием бывшего КГБ – в назидание потомкам, да и современным властителям.
    
Бурятская школа скульпторов зиждется на традициях народного творчества и сегодня на подъеме. В ее авангарде сегодня Даши Намдаков. Но что-то этого подъема, как и творений Намдакова, не видно на площадях и в скверах столицы Бурятии.  Между тем, именно произведение теперь уже всемирно известного автора могло бы занять подобающее место на площади Советов – взамен памятника Ленину, в просторечии, Головы.
      
В Древней Греции, где, как известно, закладывались каноны ваяния и зодчества, строжайшим образом было запрещено изображать в камне людей  выше уровня груди или отдельные части человеческого тела (исключая учебные макеты). Каменное изваяние на уровне шеи, гласили древнегреческие методики, порождает у зрителя ассоциацию с живой отрезанной головой. Во имя соблюдения пропорций родился бюст, усеченность которого настраивала на отвлеченное мышление и как бы намекала на прочие достойные, судя по выпуклой груди, части тела. Бюст прижился на века. Бюст на той же площади Советов увековечивает память о первом секретаре Бурятского обкома партии, который и разрешил установку гигантского, невиданного в СССР, памятника. Нет, негоже молодоженам возлагать цветы отрезанной Голове. «Отсекай лишнее!» - гласил девиз древнегреческих мастеров. Мастеров резца, а не гильотины.
      
Пришла пора отсечь от каменной глыбы столицы Улан-Удэ лишнее.


Комментарии и вопросы героям интервью (8)

  • 8 октября 2013, 08:35

    Владимир Медведев   Ответить

     

    Блеск.

  • 8 октября 2013, 09:04

    Житель   Ответить

     

    Руки прочь от памятника Ленину на площади Советов!!! Это уже символ города! Да и другие памятники тоже скоро таковыми станут! Чем плохи кони? Это всё ж лучше, чем их отсутствие! У автора в голове столько глупых концепций, надо на всё по-другому взглянуть! Взглядом ребёнка (=пожилого мальчика), который не оценивает, а непосредственно вопринимает... Искусственные, придуманные, якобы народные названия ("три серых коня" и прочая чепуха) - это всё мифы, внедряемые в головы улан-удэнцев... Как сказки про "топительный" и отопительный сезоны...

  • 9 октября 2013, 04:20

     

    автор не понимает, что в капиталистическом обществе нет героев, соответственно и памятники некому ставить.

    Если в СССР было кому и за что ставить памятники, то в РФ - если и есть кому и за что, то олигархи, маленькие и большие, не позволят. Тому же герою-матросу Алдару на памятник скидывались простые люди.

    Но буржуйской власти тоже хочется памятников, правда выясняется, что ставить некому, потому что подходящих для капиталистов героев нету, поэтому и плодят мифы и ставят памятники не настоящим, а мифическим героям - Гэсэру, некоему Мэргэну и различным животным, за эти 20 с небольшим лет капитализма единственный памятник настоящему человеку был поставлен недавно - Чехову, и тот пострадал от бескультурных потомков, деградировавших до уровня дореволюционных неграмотных и суеверных крестьян и кочевников.

    Интересно наблюдать - как долго Башкуев будет метаться и теряться в своих противоречиях, пока наконец не осознает, что он дурак дураком в оценке Советской власти и вообще советского периода в судьбе Бурятии и бурятского народа.

    Всё никак не достаёт Геннадию ума сравнить без эмоций, только конкретными фактами, что сделала Советская власть для народа Бурятии, для конкретно бурятского народа, и что сделала и делает нынешняя власть финансового капитала для простого народа. Хотя если Башкуев происхождения какого-нибудь ламского или кулацко-нойонского, то классовая солидарность конечно возобладает. Правда чего тогда на зеркало пенять и удивляться памятникам "ниачом", понаставленных современными нойонами и кулаками?

    И памятник "репрессированным" - Геннадия очень огорчает, что памятник врагам народа, видите ли, поставили на задворках. Башкуев никак не может догнать, что во времена репрессий первыми под расстрел шли такие же, как нынешние, разжиревшие на кровушке народной, нойончики, тогдашние Айдаевы и прочие буржуи.

    И когда колесо истории довернется - все эти большие и мелкие чиновники-бизнесмены либо убегут снова во Внутреннюю Монголию как в прошлый раз, в 20 годах прошлого века, либо разожгут новую Гражданскую войну (за свои классовые интересы, за капиталы и наемных рабов) и будут точно так же расстреляны и репрессированы, как и в прошлый раз.

    Классовая борьба.

    Будет смешно, если Башкуев, летающий эконом-классом будет говорить, что классов не существует и что классы придумал Маркс ))

    Башкуев, ясен пень, антисоветчик, завсегда найдет повод лишний раз плюнуть в советское прошлое, хотя бы в виде "каменных пряников", замасленных замков или трикотажа (произведенного на Фабрике верхнего трикотажа, что была раньше на ул.Сахьяновой).

    Башкуев мнит себя мозгом нации? А на деле кем является?

    Описанный Лениным буржуазный интеллигент: http://www.revolucia.ru/lenin51_47.html

    "За образец их возьму Короленко: я недавно прочел его, писанную и августе 1917 г., брошюру «Война, отечество и человечество». Короленко ведь лучший из «околокадетских», почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне — дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах «против» войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

    Нет. Таким «талантам» не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и «околокадетов» открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

    Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут и борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г..но.

    «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережем.

    Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт.

    Что касается Ваших настроений, то «понимать» я их понимаю (раз Вы заговорили о том, пойму ли я Вас). Не раз и на Капри и после я Вам говорил: Вы даете себя окружить именно худшим элементам буржуазной интеллигенции и поддаетесь на ее хныканье. Вопль сотен интеллигентов по поводу «ужасного» ареста на несколько недель Вы слышите и слушаете, а голоса массы, миллионов, рабочих и крестьян, коим угрожает Деникин, Колчак, Лианозов, Родзянко, красногорские (и другие кадетские) заговорщики, этого голоса Вы не слышите и не слушаете. Вполне понимаю, вполне, вполне понимаю, что так можно дописаться не только до того, что-де «красные такие же враги народа, как и белые» (борцы за свержение капиталистов и помещиков такие же враги народа, как и помещики с капиталистами), но и до веры в боженьку или в царя-батюшку. Вполне понимаю."

    Время от времени читаю Геннадия, но что-то он всё копошится, увяз как муха лапками, и вроде окружающая реальность ему не нравится, и понять никак не может, почему вместо "капитализма как в цивилизованных странах" у нас "дикий капитализм", и невдомёк ему, что благополучие запада основано на ограблении колоний. А Россия, как бы не брыкалась, не имеет ни экономической, ни культурной независимости от Запада.

    Да и мясо на мясокомбинате давно не бурятское и даже не монгольское - теперь мясо всё аргентинско-бразильско-ново-зеландское. Но колбасному интеллигенту это должно быть по вкусу.

  • 26 октября 2013, 03:40

    hnaughdale   Ответить

     

    (...)

  • 28 октября 2013, 02:22

    atitteringmarit   Ответить

     

    (...)

  • 28 октября 2013, 02:22

    atitteringmarit   Ответить

     

    (...)

  • 28 октября 2013, 02:22

    atitteringmarit   Ответить

     

    (...)

  • 29 октября 2013, 14:06

    ourgioaust   Ответить

     

    (...)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^