$ 63.87
68.69
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


12 августа 2013, 12:04

Продавцы воздуха

Когда-то на улице Ленина, в канун возникновения «Арбата», стоял ряд киосков. Один из них торговал дешевой галантереей и сувенирами. Продавщицу я знал – она попутно продавала газеты. Но ничего не спасало – ларек загибался в тисках конкуренции. Продавщица жаловалась, что хозяйка грозится продать киоск, а ее уволить…  

      Но однажды, принеся пачку газет, я застал торговку в развеселом настроении. Внутри сидела хозяйка киоска. Налили «шампусика» и мне. Обе выглядели ошарашенными.  От счастья.  Из их сбивчивых реплик я уяснил поразительную вещь. Уезжая за товаром в Улан-Батор, хозяйка велела снизить цену на бирюзу в два раза. Продавщица из-за своей перманентной депрессии неправильно ее поняла и написала другой ценник. Где цена была завышена. Ровно в два раза. И – чудны дела твои, о, Гермес! – народ стал покупать бирюзу…  Сейчас хозяйка собиралась в Китай, в том числе, за бирюзовыми украшениями.
       - Еще раз для тупых… -  пригубил я шампанского. –  Не понял: цену-то опустили?
      Товарки закричали от возмущения.
      Тут в окошке возникла явно бандитская физиономия. Хозяйка осеклась: ранее сетовала на рэкетиров. Досмеялась. «Рэкетир» спросил, не осталось ли бирюзового гарнитура для жены…  
      Хозяйка достала вторую бутылку.
      Впоследствии продавщица открыла собственный киоск. И даже по старой памяти давала мне взаймы. Видать, психология продаж, порой парадоксальная, пошла ей впрок.
      На самом деле все мы продавцы. С большим или меньшим мастерством мы продаем свой товар. Мы поступаем на работу и пытаемся продать себя – в качестве ценного сотрудника. Убеждая друзей поехать на Верхнюю Березовку кататься на лыжах, мы продаем идею.
      Циничные маркетологи на Западе давно выработали приемы оболванивания покупателя. Их много. В случае же с наценкой бирюзы,  пусть неосознанно, были задействованы сразу два психологических приема. Один из них – band wagon.  Он основан на том, что люди изначально существа стадные. Затертый рекламный слоган: «Тысячи домохозяек сделали ЭТО»  значит, что это хороший товар. Куплю и я.  А в качестве рекламного ролика бирюзы спонтанно выступило «сарафанное радио».
      Другой прием – более тонкий.  И касается он «дорогих дешевых вещей». Полудрагоценный (точнее, малодрагоценный) камень раскупили люди малоимущие.  Дешевую бирюзу они прежде не замечали: своей ценой она напоминала о скудном семейном бюджете, о суровых буднях. Купить «дешевку» значит окончательно признать свой статус. Самооценка – этот «витамин роста»  -  особенно нужен в условиях рынка.  Чтобы не опустить руки. Без него не встать в темноте по звонку будильника…
      «Никто лучше вас/тебя не выполнит эту работу».  Фраза, знакомая всем. В той или иной формулировке к нам обращаются начальство, знакомые, сослуживцы. Даже родные люди, прося посидеть с ребенком, как бы говорят ту же фразу… И мы, преисполненные собственной значимости, откладываем все дела и беремся за предложенную работу. Иначе говоря, мы отложили насущные покупки и приобрели дорогую ненужную вещь. Зато почувствовали собственную значимость.
       На самом деле, это манипуляция. А что такое манипуляция? Достижение цели с помощью психологического трюка. Мошенничество чистой воды.
       Начав издалека, подходим к главному.
       2013-й – год выборов в республике и в стране. Год, в котором роли покупателей и продавцов в ходе избирательного марафона периодически меняются. Ибо все мы продавцы.
       Политик – профессиональный торговец светлым будущим. Демократия – это тоже рынок. Здесь продаются будущие улучшения, которые, судя по PR-вбросам, произойдут в результате обретения политического товара. «Голосуя за такого-то», то есть, покупая его, « вы выбираете свое будущее» - примерно такие слоганы усилятся в СМИ к  началу сентября.
      Нынче к «прямым продажам» подключились, в зависимости от толщины кошелька, доморощенные и залетные политтехнологи. И эта банда взяла на вооружение старый прием band wagon. Все мы, конечно, в одном вагоне. Только одни лежат на «боковушке», другие сидят в вагоне-ресторане.
      «Партия нуждается в вас! Мы дорожим вашим мнением!» - эти слоганы озвучивают вездесущие агитаторы - в домофон и на пороге квартиры, используя прием по повышению вашей значимости. Но после похода к избирательной урне («никто лучше вас не выполнит эту работу») о вас забудут на следующий день. Взывать к гарантийному сроку бесполезно.  
Рекламаций рекламой не оговорено. Отзывов народных избранников практически не предусмотрено.  
      Выбирая свое будущее, реагируйте на человека, а не на его образ - не купите просроченный дешевый товар. Даже если он под ногами лежит. Дорого встанет.  

Комментарии и вопросы героям интервью (0)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^