$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


19 июля 2013, 12:51

Лекарство от перхоти

Эта реклама уже сидит в печенках.
      
«Благодаря эссенциальным фосфолипидам, которые встраиваются в поврежденные участки, идет активное строительство новых клеток печени!»
      
Улыбка, размытый треугольник жизненно важного органа, орошаемый разноцветными ингредиентами и, наконец, суховато-убойное резюме: «Действие подтверждено клиническими исследованиями». Последнее, по замыслу авторов ролика, должно развеять последние сомнения у покупателя. Крыть-то ему нечем, кроме кошелька.
      
Но последние клинические исследования показали, что этих самых фосфолипидов в рекламируемом импортном средстве меньше, чем в отечественном аналоге. Об этом сообщило медицинское светило из Санкт-Петербурга, посетившее в этом году Улан-Удэ и преподавшее местным врачам мастер-класс. В авторитетности утверждения сомневаться не приходится. Лектор – ведущий гепатолог страны, доктор медицинских наук, профессор. Более того, он рекомендовал, уже внутривенно, еще одно отечественное лекарство-гепапротектор.
      
Памятуя о том, что печень у человека одна, иду в аптеку и долго изучаю полку c  этикеткой «От заболеваний печени». Странно, все импортные лекарства на месте, а рекомендованного российского препарата на стенде нет…  Спрашиваю у девушки по ту сторону прилавка.
      
«Да, конечно, есть!» – улыбается аптекарша. Отлучается на минуту к стеллажу и выносит заветную коробочку. Сообщает дозировку и цену.
      
И тут оказывается – внимание! – количество капсул в упаковке больше в полтора раза, чем в раскрученном германском средстве, а цена примерно в столько же раз ниже. На вопрос, почему лекарственный аналог не выложили на полку, девушка на секунду задумывается и выдает: «Видите, места нет…» Потом поправляется: «Наверно,  забыли, извините».
      
Никто ничего не забыл. Это бизнес. Знакомая, работающая продавщицей в аптечной сети, сказала, что руководство требует от них выкладывать на прилавок прежде всего импортные дорогостоящие лекарства, а дешевые отечественные – по остаточному принципу. Зачастую их вовсе не выкладывают, чтобы не смущать ценой покупателя, который в двух случаях из трех выберет последний вариант.
      
Однако сплошь и рядом потребителя лишают выбора. Во имя прибыли. Неслучайно, вышеописанный казус случился в успешной сети аптек, успешной настолько, что здесь содержат полупрофессиональную футбольную команду с одноименным названием. Вот и «отфутболивают» ее менеджеры покупателя подальше от отечественных наименований лекарств.
      
Налицо циничный расчет на слабую информированность и психологию потребителя, в основном, пожилого возраста. Да, он до хрипоты может ругаться на рынке и в магазине из-за пучка морковки или подгорелого хлеба, но без раздумий отоваривает в аптеке выписанные врачом дорогостоящие лекарства. Он привык доверять «людям в белых халатах с маленьким сердцем в груди».
      
Помнится, и мне как-то участковый врач выписал заграничное чудо-средство. Цена тоже была чудесная. Я перевел глаза на настенный календарь, чтобы прикинуть, сколько еще ждать до аванса, и обнаружил логотип фармацевтической фирмы.  Выяснилось, что и выписанное лекарство - того же западноевропейского производителя. Это насторожило.

Ведь не секрет, что многие врачи, особенно общей практики, стали объектами маркетинговых интересов фармакологических компаний Запада. Тут одними настенными календарями и часами, ручками и брелками дело не обходится. Не секрет и то, что врачи, продвигая в умы и тела пациентов товары конкретной фирмы, получают от нее комиссионные. Любопытно, что даже дозировку приема (не рецепт) и другие рекомендации врач,  не смущаясь, выписала мне на фирменном бланке.
      
Справедливости ради надо отметить, что аналогов ряду импортных средств в России нет, или они существенно уступают  в действенности. Но этот аспект, скорее, касается узких направлений терапии. Там же, где  можно обойтись без рецептурного бланка, в дело вступают законы коммерции.
      
Особенно большую  прибыль получают аптеки во время эпидемий гриппа и ОРВИ. В ход идут «паллиативные» приемы заманивания потребителя: от агрессивной рекламы до того же внеочередного выкладывания на витрины «заморских» снадобий. Кстати, в цену таких лекарств закладывается и прямая реклама, и подкуп врачей, и аптечная надбавка, и красивая упаковка. Это как со средством от перхоти. Многие понимают, что родное дегтярное мыло куда эффективней подозрительно пахучих шампуней, но «юзер» по привычке клюет на цветную этикетку и назойливую рекламу.
      
В 2013 году чуток спятившие на ниве коммерции улан-удэнские провизоры взвинтили цены на лекарства почти вдвое. Сегодня аптечный бизнес в России сверхприбылен. В аптеках сограждане денег оставляют даже больше, чем в вино-водочных магазинах. Но речь не о спиртосодержащих настойках. Дорогие зарубежные лекарственные средства формируют основной кэш-трафик аптечных сетей. В этих сетях немудрено запутаться неискушенному потребителю, когда отечественные средства «забывают» или им вовсе «нет места». Ведь ценовое превышение доходит по отдельным позициям до 6-10 раз! Дешевое – не всегда плохое. Ныне российская фармакология может предложить средства, как минимум, не уступающие в эффективности западным (см. начало).
      
Лицам пожилого возраста и пенсионерам, которые не всегда дружат с компьютером, можно посоветовать с помощью детей и внуков залезть в Интернет и распечатать таблицу российских аналогов импортным средствам. И без стеснения требовать их в аптеках или спрашивать у лечащих врачей. А бурятским подразделениям Росздравнадзора и Роспотребсоюза можно посоветовать провести рейды по паритетному соблюдению выкладки товара на аптечных прилавках. В случае нарушений прав потребителя штрафовать, лишать лицензии и озвучивать имена нарушителей в СМИ.
    
Аптечное дело – специфичный бизнес. Он имеет дело не столько с неодушевленным товаром, сколько с одушевленным здоровьем. Тем, кто об этой истине забыл, следует вспоминать ее три раза в день. После еды.

Комментарии и вопросы героям интервью (0)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^