$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


8 мая 2013, 11:22

Спонтанное проявление доброты

После затяжной зимы греться на солнышке вышли не только мамы, бабушки и детишки. Изо всех щелей выползли – иного слова не найти – нищие, бомжи, увечные и убогие. Эта серая масса, кажется, замарала углы всех людных и нарядных мест Улан-Удэ. Нынче попрошаек особенно много. И тому есть объяснение.
    
Знакомая Ольга, истинно православная и просто добрая женщина, рассказала свежий случай. В подвале ее дома в Восточном в разгар весны, похожей на зиму, поселились две женщины с девочкой лет пяти–шести. Вонь проникла сквозь щели первого этажа, на котором  живет Ольга. Она унесла в подвал теплые вещи и таз, чтобы «новоселы» хоть помыли головы. А ребенка взяла к себе домой. Это отдельная тема, как хозяйка выводила у подопечной вшей, учила есть ложкой, терпела ее истерики... И вот, когда ребенок стал уже мыть перед едой руки, заявилась мамаша (девочка с криком вцепилась в юбку) и сказала, что скоро праздники и дочке надо работать. Т.е. собирать милостыню. И они канули в неизвестность.
      
Оно и понятно, подытожила Ольга. За одну Пасху попрошайка с ребенком соберет столько, сколько менеджеру не заработать в неделю. А за продолжительные майские каникулы, вобравшие в себя великий православный праздник, День Победы и, наконец, увенчанные Родительским днем, девочка («празднично» одетая в лохмотья) может сформировать месячный бюджет среднестатической семьи. Другое дело, что все это бездарно пропивается. Вообще, заметила Ольга, все места на паперти  у Троицкого, Одигитрия, Заудинской церквей много лет поделены.
      
Вспомнил, как в Москве, возвращаясь вечером подземным переходом, увидел поразившую меня в самое сердце картину. В конце трудовой смены нищий, деловито сортируя дневной улов, прилюдно, не стесняясь, выбрасывал в урну мелочь… Поистине Остап Бендер, топча пиджак Кисы Воробьянинова, дабы сделать из «бывшего депутата Государственной Думы» попрошайку, знал, что делал!
      
Улан-Удэ не отстает от Москвы в данном вопросе. У нас даже есть свой «Арбат», уставленный пустыми обувными коробками для сбора денег. Я не говорю про доморощенных артистов – они работают.
      
…Эти две женщины по оба конца Арбата – как два вектора проблемы.
    
Одну, в инвалидной коляске, мы видим чуть ли не ежедневно на углу Кирова, наискосок от «Эрдэма». Бойкое место. Не захочешь, а наткнешься. На груди – картонка с соответствующей просьбой. В руках – тара для сбора пожертвований. Не сказать, чтобы густо – в основном «серебро». Да оно и понятно. Первое время подавал и я. А потом – притерпелся, что ли. Уж очень профессионально, прости Господи, весь этот богоугодный промысел обставлен. (Не ставлю под сомнение инвалидность несчастной и ее право на людское милосердие).
      
Другая женщина, благообразная старушка, в зеленом китайском пуховичке, которые на свете давно уж износили, появляется на противоположном углу Арбата – в сторону гостиницы «Баргузин». Появляется редко. Видно сразу, когда совсем припрет. И просит неумело: маленькая, сгорбленная, сухонькая, стоит с протянутой ладошкой-ковшиком. И люди подают. Разных возрастов и разного достатка. Что-то в ее фигуре заставляет притормаживать шаг… Тройка гогочущих пацанов с банками пива при виде попрошайки (вспомнилась бабушка?) враз смолкла и выгребла из джинсов мелочь… Девушка, вылетев на высоких шпильках из-за поворота, завидев старушку, будто задохнулась от встречного ветра, закусила губу и стала лихорадочно рыться в сумочке…
    
Пожалуй, милость в высшем своем проявлении действительно спонтанна. В людях живет доброта. Порой очень глубоко. Ниже сердца, бывает, ближе к пищеварительному тракту. И только образы прошлого или призраки будущего способны пробить обшивку прохожего, толстую кожу, задубленную двумя десятилетиями рынка.
      
В невольное противостояние двух женщин на Арбате с недавних пор вмешался мужчина – посредине, подпирая здание музея истории Улан-Удэ с коробочкой в руке. При этом крепкий дядька славянской внешности явно апеллировал к религиозным ценностям –в одеждах сакрального желто-бордового цвета, из-под которых выглядывали джинсы. Но ламы, как и все священники, никогда не просят подаяния. Люди жертвуют не конкретным служителям культа, а во благо храма и веры.
      
День спонтанного проявления доброты. Оказывается, есть и такой. День, падающий на холодный  февраль. И сформулирован-то не по-нашенски, а по инициативе международных благотворительных организаций. По-русски это понятие звучит короче и емче: жалость.
      
Согбенная фигура со «спецтарой» для подаяний как знак вопроса: подавать или нет? Думаю, по отношению к инвалидам двух мнений быть не может. Но просят-то люди явно трудоспособного возраста, которые не хотят, не могут или разучились работать. Не вернее ли, как гласит китайская пословица, дать голодному не рыбу, а удочку для рыбы? Хотелось бы узнать мнение читателей сайта в этом запутанном вопросе.
      
Напоследок еще одна история.
      
На излете перестройки  я работал в газете «Наша жизнь», органе республиканского общества инвалидов. И, между прочим, сидел в одном кабинете с Эрженой Будаевой, нынешним общественным деятелем, которая помогает инвалидам и бомжам.
      
По заданию  общества я ездил в Выдрино, в больницу для инвалидов-колясочников. То есть этих колясок как раз не было – ну, пара штук на всех.
      
Зато с видимой гордостью медсестры показали мне творения местной художницы. Обычные рисунки – солнце, птицы, деревья… Автор картин стеснительно попросила достать ей фломастеры. Ведь девочка рисовала их, зажав карандаш зубами. А карандаш не очень удобен, когда руки парализованы.
    
- Вы уж напишите про нас, а то нам не на что даже фломастеры купить, - провожая, просили меня работники больницы.
      
И я написал. Статья «Мы нужны вам, потому что делаем вас лучше» опубликовала  «Правда Бурятии», тираж которой тогда превышал 50 тыс. экз. Написал и про больную девочку-художницу. Позже я поинтересовался, каков резонанс. Ни одна коммерческая фирма-кооператив, ни одна организация не откликнулись.
      
Откликнулись лишь «соседи» – заключенные Выдринской колонии общего режима.

Комментарии и вопросы героям интервью (0)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^