13 марта 2017 года
Руководитель группы компаний "Байкал Медиа" Сергей Бурдиков обсуждает с ведущим программы "Большой повод" Игорем Озеровым деятельность по организации Медиа совета, идею создания которого поддержал врио главы Бурятии Алексей Цыденов, цели и задачи новой структуры, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться инициаторам объединения всех СМИ республики, анализ состояния рынка средств массовой информации Бурятии во всех его сегментах, и другие вопросы.
(с сокращениями)
И. Озеров
- Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Большой повод», в студии Игорь Озеров, и я рад представить нового гостя нашей программы - это Сергей Бурдиков, руководитель группы компаний «Байкал Медиа». Сергей, добрый день!
С. Бурдиков
- Добрый день, Игорь!
И. Озеров
- Программа «Большой повод» посвящена какой-то одной теме, говорить будем о СМИ, а начнём с того, что месяц назад вы присутствовали на встрече временно исполняющего главы Бурятии Алексея Цыденова с представителями СМИ республики и там предложили создать медиа-совет, а Алексей Самбуевич тут же, не отходя от кассы, предложил вам его возглавить. С момента встречи прошёл месяц - что сделано, что делается, и почему вообще возникла идея создать такой орган, что не устраивает в текущей ситуации?
С. Бурдиков
- На самом деле, это была идея на ходу – многие руководители СМИ работают в общественных советах при разных структурах, в основном федеральных. Я, например, в общественном совете налоговой инспекции, мои коллеги – в МВД, вместе работаем в федеральной антимонопольной службе. И я предложил создать какую-то похожую структуру и главе. Он здесь недавно - и ему надо получать как можно больше информации, и нам нужно как можно больше общения с властями – это полезно не только для руководителей и сотрудников СМИ, но и для читателей, слушателей, зрителей. Уже в процессе самого заседания начали поступать предложения, и к концу появился конкретный список вопросов, которыми надо заняться в ближайшее время. Прошёл месяц – многовато, потому что вся подготовительная работа, которая требовалась на тот момент от нас, заняла пару дней. В течение месяца мы пытались контактировать с разными СМИ, потому что не все они находятся в городе, а кто-то в Улан-Удэ бывает раз в год, скажем, наши северобайкальские коллеги.
И. Озеров
- И вообще СМИ несколько сотен, больше сотни точно (в Бурятии).
С. Бурдиков: Он здесь недавно - и ему надо получать как можно больше информации, и нам нужно как можно больше общения с властями – это полезно не только для руководителей и сотрудников СМИ, но и для читателей, слушателей, зрителей
С. Бурдиков
- Больше двух сотен.
И. Озеров
- И всех – в медиа-совет?
С. Бурдиков
- Как раз на этой теме у нас возникли небольшие разногласия с информационно-аналитическим комитетом. Я, например, считаю, что медиа-совет должен быть доступен для всех СМИ, иначе, голос тех же северобайкальцев редко, когда может быть услышан. А коллеги (из информационно-аналитического комитета) говорят – нет, нужен орган среднего размера, в 21 человек, который бы вёл активную работу, а все остальные в следующем году вступили бы в медиа-совет, заменив собой (нынешний состав).
И. Озеров
- Некая ротация.
С. Бурдиков
- Да. На мой взгляд, нужна двухступенчатая система – участвуют все, в том числе, в общем съезде, и есть рабочие органы, состоящие из председателя, сопредседателей и каких-то рабочих групп – мне кажется так было бы более эффективно. Условно говоря – собирается нас 21 человек, и есть такое предложение: девять из них представляют СМИ, ещё десять – Союз журналистов, и двое – от науки, преподаватели вуза. Но, может получится так, что среди этих 21 человека не окажется ни одного специалиста по районному телевидению, а телевидение в районах есть, допустим, в Северобайкальске даже несколько телекомпаний, просто мы здесь, в столице про них не знаем. То есть, окажется, что какие-то мелкие сектора СМИ могут быть не представлены, а этого не хочется. Я думаю, на днях мы это обсудим, пока плотного обсуждения этих вопросов не было.
И. Озеров
- Сфера деятельности медиа-совета, чем он должен заниматься?
С. Бурдиков
- Пока нарисовались два глобальных направления. Первое – повышение экономической самостоятельности СМИ, здесь очень много веток, но в целом направление такое. Если СМИ экономически самостоятельны и самодостаточны, то там и журналисты себя чувствуют хорошо, а СМИ работает уверенно, свободно и спокойно. Второе направление – это улучшение контактов с органами власти. Даже на примере нашего бывшего главы Вячеслава Владимировича – все понимают, насколько лично он был открыт для СМИ, но, тем не менее, свою информационную кампанию в итоге он проиграл из-за того, что контакты со СМИ у него потихоньку ограничились.
И. Озеров
- Был опосредован той же пресс-службой?
С. Бурдиков
- Да, в том числе. Очень важен прямой контакт, журналисты и руководители СМИ должны видеть руководителя региона, потому что СМИ – это ключевой сектор. Это же не только бизнес, здесь есть две составляющие. Это бизнес, мы зарабатываем деньги…
И. Озеров
- Но, прежде всего, СМИ начинаются с новостей, а уже за этим приходит какая-то бизнес-составляющая.
С. Бурдиков
- Да.
И. Озеров
- Вы сказали, что одна из задач медиа-совета - повышение экономической самостоятельности СМИ. Как государство здесь может участвовать?
С. Бурдиков
- В принципе, государство в этом участвует очень активно. Во-первых, существует система льгот для тех торговых предприятий, которые продают СМИ. Не секрет, что те же киоски «Новости» получают льготы именно за то, что продают газеты. Стимулирование продаж печатной продукции – одна из важных составляющих (участия государства). То же самое касается распространения телеканалов. Сейчас в кабельных сетях местные телеканалы распространяются на общих основаниях, но не всех из них могут оплачивать…
И. Озеров
- Это распространение.
С. Бурдиков
- Да. Все знают, что у нас в городе довольно много радиостанций, а в районах их практически нет – это тоже важное направление, в котором государство может помочь. Кроме того, существует большой специализированный рынок информационных услуг, которые приобретают, в том числе, государственные органы.
И. Озеров
- Это рынок чаще всего и подвергается критике, для многих это выглядит так - государство платит СМИ за то, чтобы они писали о власти хорошо.
С. Бурдиков
- В нашей отрасли это всё, к сожалению, смешано в одну трудно разбираемую кучу.
И. Озеров
- Давайте разложим её по кучкам.
С. Бурдиков
- На общероссийском уровне есть три направления. Первое – это прямая поддержка СМИ безвозмездными дотациями. Например, это прямая дотация по распространению «Первого канала» и «России» в деревнях. Если здесь не будет поддержки государства, в сёлах не будет телевидения. Или это поддержка районных газет, у нас в республике эти дотации есть, но они оформлены в виде своеобразных псевдоконкурсов – организуются торги, выставляются условия, согласно которым районные газеты должны опубликовать такой-то объём материалов и за это получить деньги. Хотя все понимают, что если 15 районных газет получили одинаковую сумму, и при этом у всех разные тиражи – это и есть прямая поддержка. Этот рынок, конечно, очень специфичный и закрытый, и большинство вопросов, которые мне присылают, они именно об этом – государство выдаёт деньги за то, чтобы хвалили правительство.
И. Озеров
- За лояльность.
С. Бурдиков
- Но, точно, что это не всегда так, я это вижу – в нашем случае государство недоинформирует, а люди просто не представляют, чем занимается правительство, что оно делает, какие существуют задачи, какие задачи ближайшие? Правительство живёт своей, по возможности, замкнутой жизнью…
И. Озеров
- У него есть многочисленные пресс-службы, которые, получается, не дорабатывают в этом направлении?
С. Бурдиков
- Максимум, что могут успевать пресс-службы – это отвечать на вопросы журналистов, и то в некоторых пресс-службах этот ответ занимает неделю, но за это время этот комментарий уже никому не нужен. Журналистам в такой ситуации часто проще выдать горячую новость, обвинив, государственные органы в том, что они не успели объяснить свою позицию. Я на всё ответил?
С. Бурдиков: В нашем случае государство недоинформирует, а люди просто не представляют, чем занимается правительство, что оно делает, какие существуют задачи, какие задачи ближайшие? Правительство живёт своей, по возможности, замкнутой жизнью
И. Озеров
- Итак, одна куча – это дотации…
С. Бурдиков
- Вторая куча – это информационное обеспечение. Государственных средств на информационное обеспечение в Бурятии тратится не так много, как в среднем по России. Существует бюджетный норматив – на одного жителя России приходится примерно 420 рублей федеральных денег, которые идут на дотации СМИ. И примерно 420 рублей - это региональные деньги от исполнительных органов власти. В среднем по стране это так и есть - 420 рублей, все этого придерживаются, если не брать Москву и Санкт-Петербург, где в сотни раз больше. По Сибири в среднем это 150 рублей на одного человека, а по Бурятии – 50 с небольшим рублей.
И. Озеров
- Нас и так мало – ещё и информируют нас совсем бедово.
С. Бурдиков
- Это приводит к тому, что просто не хватает возможностей рассказать о том, чем занимается правительство. Для людей это большая чёрная дыра, откуда нет никакой информации. А от этого зависит и недостаточно квалифицированная работа пресс-служб.
И. Озеров
- 50 рублей на человека в наших условиях возникли из-за того, что государство просто не успевает осваивать эти деньги или потому, что мы такие дотационные?
С. Бурдиков
- Есть столь же и даже более дотационные регионы, в которых всё наоборот. Дотационность – это недостаток, это значит, что у вас меньше доля налогов, меньше доля бизнеса, больше бюджетников, и так далее. И это означает, что надо намного больше работать с населением в плане информирования. У нас как выглядит информационное обслуживание? Глава республики приехал, разрезал ленточку, открыл школу, похвалил, и так далее. А как это строилось, как этот объект открывался, почему школу построили здесь, а там не построили – много вопросов, о которых СМИ не пишут.
И. Озеров
- А эта новость – только верхушка айсберга.
С. Бурдиков: Дотационность – это недостаток, это значит, что у вас меньше доля налогов, меньше доля бизнеса, больше бюджетников, и так далее. И это означает, что надо намного больше работать с населением в плане информирования
С. Бурдиков
- Да, только парадная верхушка - конечно же, это не то, что нужно людям. Чиновники и пресс-службы вынуждены выбирать – за эти деньги нет возможности объяснить, но надо создать какой-то позитивный повод.
И. Озеров
- С двумя кучками определились, ещё есть какая-то третья, четвёртая?
С. Бурдиков
- Нет, третья, она основная – это грантовые программы по определённым темам.
И. Озеров
- Социальные, экономика, плюс министерства проводят свои конкурсы.
С. Бурдиков
- Эти грантовые программы утверждались на уровне информационно-аналитического комитета, и некоторые из них стартовали очень хорошо, например, «Сделано в Бурятии».
И. Озеров
- Наиболее заметная кампания.
С. Бурдиков
- Она заметно стартовала, это точно. Был подготовлен большой объём хороших материалов, качественные макеты – всё это должно было стать стартом очень хорошей программы. Потом, к сожалению, ответственность за эту программу размазалась между администрацией главы республики, минпромом и минсельхозом. В итоге, программа есть и периодически про это рассказывается…
И. Озеров
- Ценники с логотипом мы видим в некоторых магазинах.
С. Бурдиков
- Там, где они ещё остались. Я специально ходил в магазины – контроля нет, и на том месте, где должны быть ценники «Сделано в Бурятии», написано, например, «Товары Бурятии».
И. Озеров
- Это выпадает из бренда.
С. Бурдиков
- Естественно, а программа должна поддерживаться на всех уровнях. Я разговаривал и с производителями, и с торговыми предприятиями – производители говорят - мы уже, честно говоря, забыли – вроде есть эта программа, но у нас нет экономической заинтересованности. У производителей есть право печатать этот логотип на своей продукции. И что?
И. Озеров
- На производителей просто лягут дополнительные зарплаты, и всё.
С. Бурдиков
- Да. Сети тоже говорят – да, нам презентовали хороший макет, но мы сами должны эти макеты распечатать, сами должны выделить эти зоны для торговли…
И. Озеров
- Какой выход в данной конкретной ситуации медиа-совет мог бы предложить?
С. Бурдиков
- Есть очень хорошие варианты, которые выгодны и средствам массовой информации, и властям, и производителям, и торговцам.
И. Озеров
- Какие-то временные сроки у вас установлены?
С. Бурдиков
- Сроки немножко сдвинулись. Я обнаружил, что информация о задачах медиа-совета дошла не до всех СМИ. До 15 марта принимаются заявки на делегирование своих представителей от СМИ в медиа-совет. На адрес информационно-аналитического комитета можно направить письмо с заявкой, и там же, на сайте правительства есть описание того, что для этого надо. А продублировать это лучше на адрес медиа-совета: ms@baikalmedia.ru.
И. Озеров
- Раньше сотрудничество государство со СМИ выливалось в то, что награждались чаще всего государственные СМИ – классово близкие, скажем так, на мой взгляд, чаще всего не обращая внимания на качество. Между тем, объективно мы видим, что независимые СМИ выдают более качественный продукт и имеют более высокие тиражи. Есть эта проблема?
С. Бурдиков
- Проблема точно есть, но это даже не совсем проблема – просто так сложилось. На этом же заседании Алексей Самбуевич предложил реанимировать профессиональные премии (для фотографов и журналистов). А что касается награждения своих – все эти церемонии построены на принципе «Чтобы тебя наградили, ты должен сам подать заявку». И государственные СМИ, как более организованные…
И. Озеров
- Умеют эти бланки заполнять…
С. Бурдиков
- Давно это всё знают, оформляют заявки и получают львиную долю (наград). А те, кто не подал заявки, сидят и обижаются.
И. Озеров
- Как это можно изменить?
С. Бурдиков
- Тут нужно идти по принципу обычных отраслевых премий – «Тэфи», «Оскар», «Эмми». Здесь не надо подавать заявки, любой человек может предложить любой материал. Я могу предложить фоторепортаж какого-то фотографа и номинировать его в лонг-лист. Потом экспертная группа формирует из этих предложений шорт-лист…
И. Озеров
- Короткий список.
С. Бурдиков
- И из этого (выбирают победителей). Единственное, не очень красиво, когда человек заранее знает, что он победитель. Сразу видно – кто пришёл в костюме, а кто - в спортивном костюме (смеются). Хотелось бы, чтобы из пяти-десяти финалистов оглашались победители.
И. Озеров
- И существовала бы какая-то волнительная непредсказуемость, как на нормальных конкурсах.
С. Бурдиков
- Это поручение есть, но будет ли этим заниматься медиа-совет, я пока не знаю – поручение проработать вопрос с профессиональными премиями было дано информационно-аналитическому комитету..
И. Озеров
- Поговорим о телевидении и победе телеканала АТВ в конкурсе на 21-ю кнопку. Как это может повлиять на местный телевизионный рынок?
С. Бурдиков
- Это самое серьёзное событие, которое повлияет на рынок. В самые ближайшие дни должно начаться включение региональных продуктов в эфир цифрового эфирного телевидения. Второй мультиплекс и 21-ая кнопка теоретически должна появится в ближайшие дни, это не вопрос будущего, это произойдёт буквально на днях, и это довольно сильно изменит рекламный рынок. Параллельно с АТВ появятся врезки и на федеральных каналах – на «Первом», на НТВ, на «России» - это тоже существенные изменение аудитории.
И. Озеров
- Врезки в рамках телеаудитории республики?
С. Бурдиков
- Это прежде всего город, и это цифровое вещание – это то, где сейчас нет местной рекламы.
С. Бурдиков: Второй мультиплекс и 21-ая кнопка теоретически должна появится в ближайшие дни, это не вопрос будущего, это произойдёт буквально на днях, и это довольно сильно изменит рекламный рынок. Параллельно с АТВ появятся врезки и на федеральных каналах – на «Первом», на НТВ, на «России» - это тоже существенные изменение аудитории
И. Озеров
- И она появится на днях?
С. Бурдиков
- Она появится и это существенно поменяет отношение рекламодателей к АТВ и к другим носителям.
И. Озеров
- В программе «Большой повод» принимал участие Сергей Бурдиков, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!
С. Бурдиков
- Спасибо, Игорь!
↓